Воскресенье, 28.04.2024, 15:01
Приветствую Вас, Гость

Дидактические игры и упражнения для детей с нарушениями речи

    Используя предложенный материал, вы получаете возможность закрепления ребёнком полученных на занятиях, проводимых в детском саду, речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин и т.д.

    Только тесный контакт в работе специалистов и родителей с ребёнком может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

1. Перечислить предметы, относящиеся к заданной лексической теме. Сформировать обобщающее понятие, обговаривая с ребёнком каждый предмет, уточнить его признаки: цвет, форма, величина, запах и вкус (при наличии), строение, назначение.  Придумать описательные загадки о предметах. Учить пересказывать описательный текст из 2-5 предложений за взрослым.

2.Д/игра: «4 лишний» - учить детей выделять из группы предметов тот, что не относится к данной лексической теме.

3. Д/игра: «Назови ласково» - учить применять уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Пример: большое яблоко – маленькое яблочко…

4. Д/игра: «Один – много» - учить образовывать множественное число существительных

Пример: яблоко – яблоки…

5. Д/игра: «Весёлый счёт» - учить детей согласованию существительного с количественными числительными.

Пример: одно яблоко – два яблока - …- пять яблок…

С порядковыми числительными.

Пример: первое яблоко, второе яблоко,…- пятое яблоко…

6. Д/игра: «Подбери признак» - учить образовывать прилагательные.

Пример: яблоко – Какое? – красное, большое, румяное, спелое, яркое, вкусное, круглое, полезное…; сок из яблок – яблочный, варенье – яблочное, «шарлотка»» - яблочная….

7. Д/игра: «Подбери действие» - учить образовывать глаголы разного времени.

Пример: яблоко – Что делает? – растёт, спеет, наливается, зреет, падает; яблоко – Что делало? – спело, падало, росло…; яблоко – Что будет делать? – расти, зреть, падать…

8. Д/игра: «Что изменилось?» - учить запоминать порядок расположения 3-5 предметов.

9. Д/игра: «Что пропало?» - учить запоминать предложенные (3-5) предмета и недостающий .

10. Д/игра: « Определи место» - учить использовать в речи ребёнка предлоги.

Пример: «Положи яблоко на стакан (под, за, около, между, в..)». «Куда ты положил (а) яблоко?» Ответ ребёнка: «Я положила яблоко под тарелку…»

11. Работа на развитие мелкой моторики пальцев рук: обводка по контуру, штриховка в определённом направлении, раскраска, вырезание по контуру, лепка, аппликация, работа с природным материалом: пазлы, кубики, мозаики, шнуровки, разные виды застёжек,  упражнения пальчиковой гимнастики.

12. Работа над закреплением слоговой структуры слов: отхлопывание слогов в словах изучаемой лексической темы.

Пример: яб-ло-ко.

Неправильное звукопроизношение приносит ребенку немало огорчений в детском саду, а в школьном возрасте может появиться переживание дефекта.

Необходимо вовремя и умело помочь ребенку.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:

степени сложности дефекта, индивидуальных возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей.

 Занятия с ребенком рекомендуется проводить систематически, не менее 3раз в неделю, также практиковать ежедневно кратковременные упражнения

 (2-3минуты).

На начальном этапе нужно выполнять артикуляционную (речевую) гимнастику. Ежедневно проводятся 2-3 упражнения, продолжительность

3-5 минут.

Речевая гимнастика выполняется в игровой форме, обязательно перед зеркалом. Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью, правильностью, плавностью.

Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям: рассказать сказку «О веселом язычке», показать картинки.

В начале работы может наблюдаться напряженность движений языка и губ, но постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными, более координированными.



Источник: http://54frspb.caduk.ru/p13aa1.html
Категория: Советы учителя-логопеда | Добавил: ds73polyanka (31.12.2013)
Просмотров: 2179
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]