Пятница, 03.05.2024, 23:01
Приветствую Вас, Гость

Из чего складывается трудолюбие?


Жизнь ничего не дала человеку без больших усилий.

Гораций

Трудолюбие — это черта характера, заключающаяся в положи­тельном отношении к труду. Проявляется в активности, инициатив­ности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.

Увлеченность может проявляться очень рано. В жизни ребенка появляется что-то, что он делает с удовольствием. Так, известный ученый Д. Даррелльс двух лет увлекся животным миром, а затем создал собственный зоопарк и стал всемирно известным зоологом. У ребенка должен быть выбор, он должен попробовать свои силы в разных областях, но при этом не следует перегружать ребенка.

Удовлетворенность результатами своей деятельности ребенок де­монстрирует взрослым довольно рано. Заявляя «я сам!», ребенок испытывает предел своих возможностей, свои притязания, что дол­жно приносить радость, вселять уверенность.

За внешней легкостью, изящностью всегда стоит титанический труд, и нужно постараться сделать так, чтобы систематический и упорный труд не отталкивал ребенка. Русский художник Федотов говорил: «Ты сделай сто раз, тогда будет легко» — в ответ на чью-то фразу, что так нарисовать, мол, всякий сумеет.

Трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда.

Труд — это деятельность человека, направленная на удовлетво­рение своих потребностей. Человек — единственное живое суще­ство, которое делает и сохраняет орудия труда, использует их для преобразования действительности. Труд, в свою очередь, преобра­зует человека. У каждого возраста существует определенный вид деятельности, развивающий ребенка, его психику. Например, в мла­денческом возрасте ведущей деятельностью является общение и ма­нипулирование с предметами; в раннем — игра и речь и т.д. Для детей 4—5 лет самым главным трудом становится игра. В игре па­мять, внимание, мышление, речь ребенка обретают произвольность; ребенок овладевает в игрушечном варианте моделью мира, выстра­ивает свою модель. Он что-то создает, творит сам. Наблюдая за близ­кими, формирует установку на труд как таковой, усваивает, что является «женским», «мужским» трудом. У него складываются при­вычки: сначала это какое-то действие, поступок, а потом повторя­ющаяся серия действий, поступков приводит к автоматизму, то есть привычке. Как складывать одежду? Куда складывать? Как уби­рать игрушки? Говорит ли ребенок «спасибо» и в каких ситуациях?

До того как у ребенка сложились привычки, необходимо особенно внимательно относиться к поведению ребенка и своему собственному.

Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личнос­ти ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддерж­ка, личный пример — оптимальные условия воспитания трудолюбия.

Категория: Советы старшего воспитателя | Добавил: ds73polyanka (15.02.2011)
Просмотров: 1019
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]