Игры между делом Иногда кажется, что поиграть некогда, именно на такой случай существуют разнообразные игры «между делом». Представленные игры развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, ловкость, навыки произвольного поведения и, просто поднимают настроение. Словесные игры «Что где храниться» Цель: развитие речи - от 3 лет Хлеб — в хлебнице Сахар — ... Мыло — ... Салат — … Конфеты — ... Сухари — ... Салфетки — … Суп — ... «У кого какая мама» Цель: развитие слухового внимания, речи – от 3 лет Цыпленок - курица Теленок - корова Жеребенок - лошадь Поросенок - свинья Львенок - львица Тигренок – тигрица «Что лишнее?» Цель: Развитие умения объединять предметы в группу по какому-либо признаку. Определять «лишний» отличающийся от остальных предмет – от 4 лет Назовите ребенку три слова из одной категории и четвертое слово «лишнее». Пусть малыш определит лишнее слово. Например, «кошка, собака, хомяк, таракан»- это все домашние животные, кроме… «Угадай мелодию» Цель: Развитие слуха, умения петь знакомые мелодии, угадывать их – от 4 лет Напойте мелодию известной детской песенки. Пусть малыш попробует угадать, какая это песенка. Если он узнает ее, то пусть споет следующую, а вам придется угадывать. «Скажи одним словом» Цель: развитие слухового внимания, речи – от 4 лет Длинное ухо - длинноухий Короткий хвост - короткохвостый Длинные рога - длиннорогий Рыжий хвост -рыжехвостый Любит труд - трудолюбивый Ходит быстро - быстроходный Голубые глаза - голубоглазый Серые глаза - сероглазый Крепкий лоб - крепколобый «Измени слово по аналогии» Цель: развитие речи - от 4 лет Виноград — виноградина Картофель — ... Горох — ... Жемчуг — ... Лед — ... Свинья — ... Теленок — ... « Да – нет» Цель: развитие внимания и логики – от 4 лет Ребенок загадывает слово на заранее выбранную тему. А вы будете задавать вопросы, требующие ответа «Да» или «Нет», и пытаться угадать это слово. Потом поменяйтесь ролями. «Да» и «Нет» не говорить – упрощенный вариант» Цель: научиться контролировать свою речь, стимулирует навык давать развернутый ответ на вопрос - от 4 лет Лучше, чтобы сначала ведущим был взрослый. Затем, по мере освоения детьми правил игры, роль ведущего может занимать любой ребенок. Ведущий задает детям вопросы, побуждающие I их односложно ответить «да» или «нет». По правилам, отвечая на вопросы ведущего, нельзя произносить слова: «да», «нет», «черное», «белое». Естественно, ведущий старается задать такой вопрос, чтобы игрок был вынужден нарушить правила. Задача же игрока -ответить правильно, соблюдая условия игры. «Да» и «нет» не говорить» Цель: научиться контролировать свою речь, стимулирует навык давать развернутый ответ на вопрос - от 5 лет Ведущий, обращаясь к ребенку, произносит: — Вам барыня прислала 100 рублей и 100 копеек и сказала: не смеяться, не улыбаться, губки «бантиком» не делать, «да» и «нет» не говорить, черный с белым не носить, «р» не выговаривать. Что изволите купить? Или так: — Вам барыня прислала голик да веник, два мешка денег, велела не смеяться, не улыбаться, губки «бантиком» не делать, «да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить. Вы поедете на бал? Дети, отвечая на вопросы, должны соблюдать все введенные ограничения, а ведущий, напротив, старается их провоцировать. Не правда ли, не смеяться намного сложнее, чем просто не говорить «да» и «нет»? «Слово - сорняк» Цель: развитие самоконтроля, внимания, речи – от 5 лет Выбрать любое часто встречающееся слово. Можно, например, в воспитательных целях выбрать слово «я» или «не буду». Договоритесь с ребенком не произносить его, пока едете в машине. Если вы или малыш все-таки нарушите условие, то тот, кто это первый заметил, произносит: «Ой!» ( или «Проиграла!»). «Слова на заданную букву» Цель: развитие слухового внимания, речи, умение выделять первый звук в словах – от 5 лет Ребенок выбирает любую букву. Наблюдая из окна автомобиля, попробуйте поискать объекты, начинающиеся на нее. Например, на букву «Т»: транспорт, такси, трактор, таксофон, труба, трасса, троллейбус, трамвай, тротуар. Если слова иссякли, выберите другую букву. « Игра в «Города» Цель: Развивать умение выделять последний звук в слове, определять первый звук в слове, развивать внимание, умение сосредотачиваться – от 5 лет Лучше вместо городов называть животных (или имена, или вообще любые предметы). Называете первое слово, а ребенок должен вспомнить животное, начинающееся на последнюю букву. И так далее. «Поиск рифмы» Цель: Развитие слухового внимания, умения подбирать слова в рифму – от 5 лет Начните с простого слова «рот», и по очереди придумывайте слова в рифму «год, компот, бегемот». Вариант: можно сочинять целые «стихотворения»: первую строчку придумываете вы, вторую - ребенок, и так далее по очереди. «Спортсмены» Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет Спортсмен, который ходит на лыжах - лыжник Спортсменка, которая ходит на лыжах — лыжница Прыгает в воду - прыгун, прыгунья Плавает в воде - пловец, пловчиха «Сложные слова» Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет Рыбу ловит - рыболов Пчел разводит - пчеловод Сам летает - самолет Лес рубит – лесоруб «Скажи, что они делают» Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет Кто выращивает хлеб? - хлебороб Кто выращивает виноград? - виноградарь Кто выращивает чай? - чаевод Кто выращивает овощи? - овощевод «Слово к слову» Цель: развитие ассоциативное мышление – от 5 лет Взрослый называет первое пришедшее в голову слово, скажем «поле», и дает минуту на то, чтобы дети вспомнили предметы, явления, звуки, запахи и т. д., связанные с этим словом или понятием. Через минуту взрослый просит «расшифровать» другими словами предложенное слово-образ, то есть вспомнить и перечислить все, что игроки могут соотнести с этим образом. Например, что можно вспомнить о поле: трава, цветы, ветер, стрекотание, комбайн и т. д. и т. п. «Продолжи сказку» Цель: развитие творчества, фантазии, речи - от 5 лет В этой игре можно использовать любые литературные произведения, уже известные ребенку этого возраста, и знакомить его с новыми сказками, рассказами Взрослый начинает рассказывать сказку, но через некоторое время он должен ее,«забыть» и попросить детей напомнить ему, что было дальше, или самим придумать сказку до конца. «Невероятные истории» Цель: развитие творчества, фантазии, речи - от 5 лет Необходимо сочинить совершенно невероятную новогоднюю историю про свой детский сад, семью или школу, друзей и самого себя. Но с одним условием - она должна быть веселой. «Измени слово» Цель: развитие речи, слухового внимания, координации движения – от 5 лет Для выработки автоматизма в произношении слов эту игру полезно совмещать с какими-либо действиями. Например, взрослый говорит: «Волк», — и хлопает в ладоши один раз, ребенок отвечает: «Волки», — и хлопает в ладоши два раза. Теленок — телята, много телят; поросенок — поросята, много поросят; жеребенок — жеребята, много жеребят; щенок— щенки, много щенят;
Источник: Белая К.Ю., Баринова Н.М. и др. Методическое пособие «Семейный детский сад: развиваемся, играя» | |
Категория: Советы старшего воспитателя | Добавил: ds73polyanka (15.12.2011) | |
Просмотров: 7266 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||