Воскресенье, 05.05.2024, 14:10
Приветствую Вас, Гость

Родительские «почему».

Родительские «почему». Актуальные вопросы

Почему дошкольник не может заниматься слишком долго?

Вспомните себя ребенком. Как трудно было высидеть целый урок практически без движения, не сказав поч­ти ни слова, да еще и делать вид, что ты очень внима­тельно слушаешь учителя. Особенности психики ребенка шести лет таковы, что ему просто необходимо постоянно двигаться. Грамотные учителя обязательно делают сре­ди урока несколько перерывов — физкультминуток, кото­рые очень помогают сконцентрировать детское внима­ние и снять физическое напряжение.

Но ребенок пяти-шести лет не только страдает от дли­тельного сидения за партой, он еще и не может в си­лу своих совершенно нормальных возрастных особен­ностей долго концентрировать внимание. Поэтому дли­тельность занятий не должна превышать 15-20 минут, причем посередине занятия обязательно нужно сделать перерыв и дать малышу возможность попрыгать и раз­мяться.

Почему картинки детям запоминать проще, чем слова?

Потому что у детей пяти-шести лет преобладает зри­тельная память, то есть они запоминают преимущест­венно с помощью зрительных образов. Это значит, что ребенку гораздо легче запомнить тот материал, который сопровождается демонстрацией предметов, картинок.

Шестилетки не владеют специальными приемами запо­минания, поэтому даже разучить небольшое стихотво­рение для них бывает довольно сложно. Однако есть та­кие малыши, которым достаточно одного прочитывания вслух для полного запоминания стихотворения. Между прочим, лучше всего дети запоминают то, что их не про­сят запомнить специально.

Как бороться с тем, что ребенок все время говорит: «Мама, у меня не получится!»?

Сталкиваясь с новым, неизвестным ему заданием, ребенок часто теряется и чувствует себя неуверенно. Это не значит, что он всегда пасует перед трудностями. Просто ему очень нужно, чтобы его поддержали и помог­ли почувствовать, что у него все непременно получится. Поэтому, если ребенок в ответ на предложение решить задачку или выполнить задание говорит: «У меня не по­лучится!»,— реагировать на это нужно совершенно спо­койно.

— Давай попробуем сделать это вместе,— говорите вы, чтобы малыш почувствовал, что он не один и у него все получится. А уж если не получится, то тогда точно можно будет сделать задание вместе с родителями.

Что делать, если ребенок не хочет идти в школу и, естественно, совсем не хочет к ней готовиться?

У любого «не хочу в школу» обязательно есть свои веские причины. Например, у ребенка имеется о шко­ле только негативная информация, которую он получил от старших друзей или даже от родителей, которые пере­усердствовали, рассказывая о трудностях своего школь­ного детства. Такое нежелание может возникать и оттого, что ребенок вообще не слишком хорошо понимает, что такое школа, потому что никто не рассказал ему об этом.

Малыши, которых родители усиленно «готовят к шко­ле», очень часто начинают негативно относиться к похо­ду в школу, считая, что в школе есть только уроки и стро­гие учителя. Чтобы исправить ситуацию, с ребенком нужно разумно разговаривать о школе, делиться своим позитивным жизненным опытом, рассказывать малышу о том, как интересно будет в школе, как много друзей он приобретет. Покажите ребенку мультфильмы о школе, почитайте вместе книжки, где рассказывается о школе. И подумайте, не слишком ли активно ребенок «готовит­ся» к предстоящему событию.

Если мы сомневаемся, отдавать ли ребенка в первый класс именно в этом году?

Лучше всего знают своего ребенка, конечно же, роди­тели. И если интуиция вам подсказывает, что годик еще нужно повременить, то лучше всего так и поступить. Сов­сем не обязательно причиной для такой отсрочки может быть возраст ребенка. Нередко малыши, которым к сен­тябрю уже исполнилось шесть лет, все-таки еще не го­товы идти в школу. В этом нет ничего страшного. Гораз­до опаснее, когда ребенок идет в первый класс, а ему по всем показателям еще нужно быть в детском саду и играть, играть и играть. Так что, если у вас есть хоть малейшие сомнения, не поленитесь сходить к психоло­гу и опытному учителю начальных классов. Причем луч­ше, если это будут независимые специалисты совсем не из той школы, куда вы собрались отдать ребенка, чтобы они не были лично заинтересованы еще в одном перво­класснике.

Когда лучше определять готовность ребенка к школе?

Лучше всего пройти диагностику готовности к школе в апреле-мае. Если вы сомневаетесь, отдавать ли ребен­ка в школу именно в этом году, потому что малыш родил­ся осенью, то тогда можно пройти собеседования в фев­рале, а потом еще раз повторить в мае, чтобы психолог мог увидеть динамику развития ребенка.

Почему ребенок неусидчив на занятиях и очень усидчив в игре?

Все дело в интересе. Собирать конструктор, рисовать, складывать пазлы детям очень интересно. Поэтому и не нужно их заставлять заниматься этим занятием. А вот писать и читать, по всей видимости, совсем не ин­тересно. Не увлекает некоторых детей это занятие. Воз­можно, взрослые проводят «свои уроки» не в игровой, а в учебной форме. А ребенок просто не готов еще к та­кой работе. Вот если придумать какую-то игру в буквы или слова, тогда, скорее всего, ситуация изменится, и ре­бенок с интересом будет переставлять буквы или склады­вать слова.

В играх и любой творческой деятельности для ребенка заключена возможность самостоятельно принимать ре­шения, делать так, как ему хочется. А в занятиях такой возможности нет. Значит, ее нужно создать. Готовясь к занятиям, необходимо приготовить несколько заданий, из которых ребенок сможет выбирать то, что ему более интересно. Меняйтесь ролями: сегодня вы учитель, а он ученик, а завтра - наоборот. Тогда вам не придется ло­вить своего сорванца за штанишки и усаживать зани­маться.

Нужно ли летом усиленно заниматься с ребенком?

Многие родители перед школой в ускоренном темпе натаскивают первоклассника — учатся читать, писать, считать... Гораздо важнее для ребенка — умение об­щаться, контролировать свои действия, уметь соблюдать правила, управлять эмоциями. Важнее психологическая готовность к учебе — остальному ребенок легко научит­ся в школе.

Родителям нужно создать условия, при которых ре­бенок естественным образом перейдет от дошкольно­го периода к младшему школьному возрасту. Дайте воз­можность ребенку наиграться, накопить разнообразных впечатлений от окружающего мира и научиться взаимо­действовать с ним.

Ведь зачастую бывает так, что малыш к первому клас­су может считать до тысячи и при этом не в состоянии за­вязать шнурки или застегнуть/расстегнуть куртку.

Нужно ли первоклассника отдавать в кружки?

У многих родителей, в связи с поступлением в школу любимого ребенка, множество планов на его дополни­тельное образование -  музыкальная, художественная школы, спортивные кружки и т. д.

Это, конечно, очень здорово. Но нужно помнить о том, что поступление в первый класс и так яв­ляется колоссальным стрессом для ребенка и ведет к кардинальным переменам в его жизни. Период адаптации к школьной жиз­ни в среднем занимает от 2-х до 6-ти меся­цев, для многих детей и больше. Организму ребенка очень трудно перестроиться на но­вую жизнь.

По некоторым данным, до 60% детей к концу первой четверти худеют, родители первоклассни­ков жалуются на плохой сон, усталость, головные боли у ребенка. Поэтому не торопитесь записывать ребенка в дополнительные кружки с 1-го сентября. Дайте ему возможность адаптироваться к новой жизни.




Источник: http://Журнал «Растем вместе» / Пилотный выпуск 2010 . – С. 47-48
Категория: Советы педагога-психолога | Добавил: ds73polyanka (04.11.2012)
Просмотров: 568
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]