Суббота, 27.04.2024, 05:20
Приветствую Вас, Гость

Психическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Желательно, чтобы старший дошкольник был хорошо информирован в области простых знаний. Он должен знать названия времен года, города, в котором он живет, как зовут его родителей и т. п.

Чтобы ребенок знал основное, чтобы расширилась сфера его информированности о мире, надо непременно чаще разговаривать с ним, читать ему книги, водить в музеи, театры и просто гулять по улицам.

Чтобы понять, хорошо ли ваш ребенок усвоил полученные знания, спрашивайте его о том, как надо поступить в той или иной ситуации.

Старайтесь, чтобы ребенок самостоятельно справлялся там, где ваша помощь будет излишней. Ведь, если он приобретет больше самостоятельности и научится выходить без помощи взрослых из положений, которые не представляют риска для здоровья и жизни его и окружающих, он таким образом научится строить свои умозаключения, основываясь на собственном опыте.

Хорошо, если ребенок постепенно знакомится с числами. Для этого нужно иметь в доме кубики с цифрами, математические лото или пособия и предметы, которые позволят оперировать ему в дальнейшем математическим материалом. Играя с ребенком в домино или мозаику, на которых изображены цифры, называя ему их числовые значения, вы постепенно приучите ребенка к этим изображениям.

Самое основное, на что обращают внимание специалисты, — это умение ребенка обобщать. Способность обобщать, классифицировать и сравнивать помогает развивать игра «Четвертый — лишний». Для тренировки этих умений можно использовать предметы, находящиеся у вас в данный момент под рукой. Например, на столе лежат помидор, яблоко, огурец и редиска. Что лишнее в этом ряду, зависит от признака, на основе которого вы будете обобщать. Если это вид, то лишнее яблоко, т. к. оно единственное является фруктом; а если форма, то огурец, ведь он продолговатый, а все остальное — круглое.

Следует развивать и словарный запас ребенка, который часто, к удивлению родителей, при обследовании оказывается у него весьма скудным. Раскрыть смысл слова, объяснить функцию предмета, основываясь не на жестах, а только при помощи слов часто ребенку бывает затруднительно. Объяснить, поправить, переспросить, уточнить — вот что требуется от родителей. Можно просто рассказывать ребенку что-то из своего детства, из истории семьи, страны — и он будет учиться выражать и свои мысли тоже. А для начала можно предложить ему игру-загадку «Что за предмет?» Не называя предмет, нужно рассказать ребенку, с какой целью он может быть использован, как он выглядит. Когда ребенок отгадает предмет, меняйтесь ролями. Теперь он загадывает, а вы долго не можете отгадать. В такой провокации с вашей стороны активизируется мозг ребенка. Он подыскивает новые слова, эпитеты, определения, глаголы. Меняться ролями необходимо для того, чтобы ребенку не наскучила роль испытуемого.

Очень важный процесс —память. От ее объема зависит очень многое. Память бывает долговременная и кратковременная. И ту, и другую можно тренировать. Не секрет, что развивать лучше не механическое запоминание. От пустых повторений проку не будет, наоборот, пострадает еще и мышление. Развивать необходимо ассоциативную, образную и тактильную память. Это можно делать, используя различные «зацепки» для лучшего запоминания. Например, в иллюстрированной книге, где одна картинка немного отличается от другой, легче будет найти различия, если, рассматривая первую картинку, мысленно как бы дотронуться до каждого предмета, изображенного на ней.

Внимание — это не только важный психический процесс, но и фон, на котором протекает развитие всех психических процессов. Если у ребенка недостаточный объем внимания или слабая переключаемость, если он не может сконцентрироваться или правильно распределить свое внимание, страдать будет вся интеллектуальная сфера. Поэтому полезно ребенку в дошкольном возрасте предлагать подмечать перемены, происшедшие в природе, на улице, возле дома или детского сада. Дома или в гостях, когда много народу, всем можно раздать мягкие игрушки (не более семи-восьми). Ребенок встает в центр круга и старается запомнить, у кого какая игрушка. Затем он закрывает глаза, а в это время кто-то меняется игрушками. Когда ребенок откроет глаза, ему нужно назвать, кто и какими игрушками поменялся.

Среди книг для малышей стоит поискать «Рассказы в картинках». У ребенка формируются причинно-следственные связи, когда он последовательно, картинку за картинкой рассматривает целый рассказ. Рассказы о животных и птицах способствуют развитию у детей и чувства юмора. Это гораздо полезнее, чем смотреть мультфильмы, ведь здесь ребенок вынужден сам связывать кадры воедино. Он становится соавтором мультфильма, созданного в собственном воображении.

Мышление — самый фундаментальный процесс психики.  Логическое мышление у современных детей развито лучше других психических процессов. Способность к анализу и синтезу, умение вычленять главное развивает индустрия всех развлекательных развивающих игр и пособий. Разнообразные конструкторы, кубики, лабиринты и головоломки направлены на развитие у детей способности к конструированию. Интенсивность развития мышления состоит в последовательности и постепенном усложнении задачи. Чтобы ребенку понравился какой-либо вид деятельности, необходимо, чтобы возникла ситуация успеха. А успех возможен, если у ребенка получилось, то или иное задание. Значит, сначала ему следует предлагать более легкий материал, затем, спустя какое-то время, более сложный и т. д.

Учителя в начальной школе часто сетуют на то, что многие дети не справляются с заданиями на уроках труда. Одни не владеют ножницами, другие кисточкой, третьи мучаются с пластилином. Уровень развития мелкой моторики детей оставляет желать лучшего. Вместо простых предметов родители сразу предлагают детям учиться работать на компьютере. К сожалению, тенденция такова, что хороший почерк с появлением компьютера становится атавизмом. Но от развития мелкой моторики зависит не только качество почерка. Развитие тонких движений пальцев рук напрямую связано с речью. Центр, отвечающий за двигательную активность пальцев рук, непосредственно связан с центром, отвечающим за наш артикуляционный аппарат. Кроме того, доказано, что чем лучше человек владеет руками, и в частности пальцами, тем он менее тревожен и более самодостаточен. Поэтому не следует пренебрегать лепкой из пластилина и различными пособиями со шнуровкой.

          

Источник: Информационно-деловое оснащение ДОУ. Психолог советует. Составитель Маслова Т. М.- СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

 

Категория: Советы педагога-психолога | Добавил: ds73polyanka (09.10.2016)
Просмотров: 323
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]