Воскресенье, 19.05.2024, 11:23
Приветствую Вас, Гость

Готовим ребенка к школе


 

   В настоящее время все боль­ше и больше детей нуждаются в дополнительных стимулиру­ющих занятиях по коррекции познавательных функций. Раз­витие мышления не выступает самоцелью. 

Ребенок дошкольного возрас­та обладает поистине огромны­ми возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.

v  Не допускайте, чтобы ребе­нок скучал во время занятий. Если ему весело учиться, он и учится лучше. Интерес — луч­шая из мотиваций, он делает де­тей по-настоящему творчески­ми личностями и дает им воз­можность испытывать удовлет­ворение от интеллектуальных занятий.

v Повторяйте упражнения. Развитие умственных способно­стей ребенка определяется вре­менем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.

v Будьте терпеливы, не спе­шите, не давайте ребенку зада­ний, превышающих его интел­лектуальные возможности.

v В занятиях с ребенком нуж­на мера. Не заставляйте его де­лать упражнение, если он вертит­ся, устал, расстроен, займитесь чем-то другим. Предоставьте ре­бенку возможность иногда зани­маться тем делом, которое ему нравится.

v Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяю­щиеся, монотонные занятия, по­этому при их проведении луч­ше выбирать игровую форму.

v Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с други­ми детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

              КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ?

Внимание развивается постепенно и тесно связано с развитием от­ветственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и не очень. Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений. Можно предложить следующие упражнения на внимание: «Сравни картинки, назови все различия (2 пары картинок, содержащие 10—15 различий)», «Покажи, что перепутал художник? (демонстрация картинок слепого содержания)», «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскра­шена первая».

Для развития устойчивости внимания можно использовать газетный текст и предложить следующее задание: в каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни. Необхо­димо фиксировать время и ошибки, чтобы проанализиро­вать результативность.

КАК РАЗВИВАТЬ ВОСПРИЯТИЕ?

Восприятие — это отраже­ние сознанием человека предме­тов и явлений действительнос­ти в момент их воздействия на органы чувств. Трудным для старших дошкольников являет­ся восприятие времени — ори­ентация во времени суток, в оценке разных временных про­межутков (неделя, часы, време­на года и т.д.).

Для развития восприятия можно использовать следую­щие упражнения: «Узнай, кто это?» (предлагается фрагмент рисунка, по которому необходи­мо определить целое или его части), «Узнай, что нарисова­но?» (в рисунках не хватает существенных деталей, надо уз­нать каких), «Золотой коврик» (залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отлича­лись), «Найти все одинаковые фигуры» (по 5 совершенно оди­наковых и немного отличающих­ся), «Дорисуй геометрические фигуры», «Что ты делаешь утром, днем, вечером, ночью...?», «Назо­ви приметы осени, зимы, весны, лета» (рисунки времен года).

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ? 

К 6—7 годам формируется словесно-логическое мышление. Различные игры, конструирова­ние, лепка, рисование, чтение, об­щение, т.е. все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные опера­ции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классифика­цию, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимости, способность рассуждать.  С детьми этого возраста мож­но проводить следующие игры: «Четвертый лишний» (из четы­рех предметов один не подхо­дит по существенному призна­ку к остальным), «Что нарисова­но неправильно» (сюжеты нелепицы), «Раздели на группы» (даны геометрические фигуры, отдельно надо отобрать треугольник, квадрат, круг, отдельно фигуры по цвету, форме и т.д.), «Разложи картинки по поряд­ку» (что было сначала, а что по­том — необходимо установить причинно-следственные связи).

Для развития гибкости ума можно предложить игру «Назо­ви как можно больше слов, обо­значающих какое-либо поня­тие» (назови слова, обозначаю­щие деревья, относящиеся к спорту, обозначающие диких животных и т.д.).

Игры, развивающие мышле­ние и сообразительность могут быть следующими.

«Как это можно использовать»

Предлагаем слово «каран­даш» — ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет (рисовать, писать, как градусник для куклы, удочка, скалка и т.д.).

«Говори наоборот»

Взрослый предлагает: «Я бу­ду говорить слово, ты тоже го­вори, но только наоборот, напри­мер: большой — маленький (ве­селый — грустный, быстрый — медленный)».

«Бывает — не бывает»

Называем какую-нибудь ситуацию и бросаем ребенку мяч. Он должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, если нет, мяч ловить не нужно. Например, кошка варит кашу; поезд летит по небу; со­бака ест косточку и т.д

                                                 КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ?

Упражнение «Узнай фигуры»

Предлагаются 5 фигур. Необ­ходимо посмотреть на картинки, крайняя слева — образец. Нуж­но определить и показать, какая из четырех последующих похо­жа на первую.

Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте простую фигуру (до­мик, квадрат), попросите посмот­реть на нее внимательно в те­чение 2 с, затем закройте и по­просите его повторить сложить так же. Усложните это упраж­нение, складывая фигуру из палочек разного цвета.

Игра «Я — фотоаппарат»

Предложите представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, челове­ка. Внимательно рассмотрев, Что находится на столе, ребенок закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

 

Приемы, помогающие запоми­нанию:

- если ребенок затрудняется повторить слова, дайте ему бу­магу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы вспомнить эти слова. То же самое можно попросить ребен­ка сделать и при прочтении фраз. Он сам выбирает, что и как будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему вспом­нить прочитанное. Такой прием позволяет значительно повы­сить продуктивность запомина­ния;

- прочитайте небольшой рас­сказ, затем попросите ребенка кратко пересказать содержание прочитанного.  Если он не смог этого сделать, прочитайте рас­сказ еще раз, но попросите его при этом обращать внимание на отдельные специфические дета­ли. Задайте вопрос: «О чем этот рассказ?» Отвечая на вопро­сы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мыс­ли в речи, проявляет актив­ность. Затем снова попросите ребенка сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

Старшим дошкольникам мож­но предложить игры на разви­тие речи.

«Потерянные вещи»

Необходимо дать полную ха­рактеристику каждому «утерян­ному предмету» (качественную: какой он? и по назначению: что им можно делать?), а остальные дети угадывают.

«Слово заблудилось»

Ведущий произносит рифмо­ванные и нерифмованные фразы, в которых используются не под­ходящие по смыслу слова. Надо правильно подобрать слово:

на полу из плошки молоко пьет ложка (кошка);

на поляне у дубочка собрала кусочки (грибочки) дочка;

вкусная сварилась Маша (каша), где большая крошка (ложка) наша;

—на дворе большой мороз, от­морозить можно хвост (нос).



Источник: http://Гурьянычева, Н.Ю. Приемы развития познавательных функций в старшем дошкольном возрасте / Н. Ю. Некрасова // Управление
Категория: Советы педагога-психолога | Добавил: ds73polyanka (08.04.2013)
Просмотров: 834 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 родители будущих первоклассников  
0
Спасибо!!! очень полезная,доступная и интересная информация!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]