В
штате большинства детских образовательных учреждений есть педагог-психолог.
Однако не все родители знают, каковы функции этого специалиста, когда и по
какому поводу следует к нему обращаться.
Одни родители ошибочно называют психолога психиатром (что вовсе не отражает реальных направлений его деятельности в условиях ДОУ) и потому считают посещение этого специалиста необязательным. Другие, опасаясь раскрытия каких-то сложных сторон в психике своего ребёнка, на всякий случай отказываются от контактов с педагогом-психологом (даже подписывают известный в ДОУ документ - «Лист согласования»). Третьи, наоборот, стараются подстраховать свою позицию воспитания частыми и детальными обсуждениями отдельных моментов в развитии сына (дочери) и поэтому обращаются к психологу чуть ли не каждый день. Четвёртые узнают о педагоге-психологе только накануне поступления ребёнка в школу, когда его «успехи», отражённые в сводных данных по группе, становятся предметом интенсивного обсуждения на родительском собрании выпускников ДОУ.
Пока ребёнок, развиваясь и воспитываясь в семье, делает первые шаги (в буквальном смысле и в плане психического развития), за все его достижения отвечают родители. При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение (в настоящее время это не так просто, но наконец родителям повезло!) в семье начинают готовить его к новому образу жизни. Конечно, взрослые очень волнуются, так как наслышаны о тяжёлых буднях малышей, впервые приходящих в детский сад. Но если решение принято, самое время встретиться с педагогом-психологом. Зачем? Чтобы облегчить адаптацию ребёнка к новым условиям, новым людям, новому меню и т.д. Педагог-психолог ДОУ занимается вопросами диагностики, профилактики или коррекции психического развития дошкольников всех возрастных групп. Во многих детских садах первое знакомство с родителями и ребёнком происходит при участии этого специалиста. Педагог-психолог, используя методы и приемы организации малыша, может развернуть с ним общение или предложить элементарную игру. С родителями психолог обсудит проблему привязанности ребёнка к маме, характер контактов между ними (зрительный, тактильный и др.), наличие и особенности привязанностей к другим членам семьи. Обсудит, как сделать кратковременную разлуку с мамой будничной и не травмирующей малыша. Даже в ходе самой первой встречи педагог-психолог может дать ценные советы родителям, как преодолевать сопротивление ребёнка, если он не захочет посещать детский сад; как дать ему понять, что взрослый доброжелательно к нему относится и разделяет его переживания; как использовать в этих целях совместную игру и в какие игры следует играть. Наконец ребёнок начал регулярно посещать младшую группу и уже без слёз каждое утро шагает «на работу» вместе с мамой, папой или бабушкой. В этот период могут возникнуть новые проблемы, преодоление которых также потребует обращения к педагогу-психологу. Один из наиболее явных поводов для такого обращения - изменение отношения ребёнка к детскому саду. Например, девочка, которая в течение полугода регулярно и с удовольствием посещала ДОУ, вдруг каждое утро стала говорить, что она хотела бы остаться дома. Нежелание родителей уступить вызывает у неё слёзы, жалобы на плохое самочувствие. Тщательный анализ педагога-психолога (вместе с мамой!) всех сторон жизни ребёнка в группе позволит выявить подлинные причины изменения прежде позитивного отношения к детскому саду. А причины могут быть самые разные: конфликт с ровесниками, переживание неуспеха на отдельных занятиях, неосторожное, но обидное для ребёнка замечание педагога и даже зависть к чужим успехам. Выявив проблему, специалист поможет ребёнку с ней справиться. Очень важно, чтобы, общаясь с педагогом-психологом, родители понимали: этот специалист призван быть на стороне ребёнка. Он поможет раскрыть сильные стороны его развития, если даже они не лежат на поверхности; выявить способности, которые дадут толчок в освоении образовательной программы; сформировать конкретные навыки - практические, игровые, интеллектуальные, социальные. При обнаружении каких-то слабых сторон в развитии ребёнка (медлительность или повышенная двигательная активность, невнимание, уход в фантазию и пр.) педагог-психолог порекомендует способы и приёмы, известные в современной психологической и педагогической практике. При этом он всегда будет открыт диалогу с родителями, готов к многократным встречам и обсуждениям индивидуальной динамики развития ребёнка. Поводом для обращения родителей к педагогу-психологу могут быть и некоторые особенности поведения детей. Как правило, это страхи или явные симптомы тревожности, часто сочетаемые с нарушениями процесса засыпания и качеством сна ребёнка. Выявление причин такого поведения (при совместном обсуждении педагога-психолога с родителями) будет способствовать профилактике развития неврозов у ребенка. Педагог-психолог обязательно обратит внимание родителей на страхи детей, различающиеся по условиям их возникновения и по трудности их преодоления. Одну группу составляют возрастные страхи, возникающие почти у всех детей. Объект страха в этом случае конкретен и понятен ребёнку (молния, гром, собака, волк, тёмная комната и пр.). Другая группа - внушённые (суггестивные) страхи могут возникать не только у малышей, но и у детей постарше. Главным источником этих страхов являются взрослые люди, которые своим отношением, своими оценками и установками, обещаниями возможных наказаний провоцируют такие страхи. Таким образом, педагог-психолог поможет родителям понять, какова природа страхов их ребёнка, насколько они устойчивы и интенсивны, как их преодолевать и постепенно от них освобождаться. Тревожность - более обобщённое и размытое состояние, возникающее у чувствительных и ранимых детей не в связи с конкретной ситуацией, а с генерализованной угрозой от самых разнообразных объектов и действий с ними. Такие дети часто говорят: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я не знаю, как это сделать», даже не приступая к выполнению элементарного задания. Замечая проявления страхов или тревожности у своего ребёнка, родители вместе с педагогом-психологом должны провести большую работу: проанализировать их причины, детально описать их протекание, составить программу по преодолению существующих страхов и симптомов тревожности и профилактике возможных (как в условиях ДОУ, так и в условиях семьи). Одной из достаточно серьёзных проблем, которая нередко требует незамедлительной встречи родителей с педагогом-психологом, является проблема взаимоотношений ребёнка со сверстниками, складывающееся в конкретной возрастной группе, очень неоднородно. В нём зарождаются предпочтения и симпатии, возникают отношения дружбы и привязанности. Педагог-психолог, многократно посещая каждую возрастную группу, может разобраться во всех нюансах развития детских отношений. Иногда родители сами обращаются к нему с просьбой помочь ребёнку найти друзей в группе. Если взрослые действительно заинтересованы в построении активных и позитивных отношений своего ребёнка с другими детьми, вместе с педагогом-психологом они непременно найдут способы изменения сложившейся ситуации. И ребёнок обретёт своё место в коллективе сверстников. К сожалению, даже продвинутые в плане педагогических знаний родители часто ориентируются прежде всего на достижения детей в интеллектуальном развитии и не замечают многих нюансов в настроении ребёнка, его самочувствии. Ведь не секрет, что сегодня многие родители жаждут проявления у детей одарённости и игнорируют проявление у них эмоций и чувств. Вместе с тем переживания детей могут служить отчётливым сигналом развивающегося негативного эмоционального состояния, которое следует устранить как можно скорее. И это серьёзный повод для обращения к педагогу-психологу.
Источник: http://А.Д. Кошелева / журнал «Ребенок в детском саду» / 2013 - №.2 , С.88-91 | |
Категория: Советы педагога-психолога | Добавил: ds73polyanka (23.03.2013) | |
Просмотров: 3706 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |