Воскресенье, 19.05.2024, 07:18
Приветствую Вас, Гость

Когда родителям нужна встреча с психологом
       В штате большинства детских образова­тельных учреждений есть педагог-пси­холог. Однако не все родители знают, каковы функции этого специалиста, когда и по какому поводу следует к нему обращаться.

Одни родители ошибочно называют пси­холога психиатром (что вовсе не отражает реальных направлений его деятельности в условиях ДОУ) и потому считают посещение этого специалиста необязательным.

Другие, опасаясь раскрытия каких-то сложных сторон в психике своего ребёнка, на всякий случай отказываются от контак­тов с педагогом-психологом (даже подписы­вают известный в ДОУ документ - «Лист со­гласования»).

Третьи, наоборот, стараются подстраховать свою позицию воспитания частыми и деталь­ными обсуждениями отдельных моментов в развитии сына (дочери) и поэтому обраща­ются к психологу чуть ли не каждый день.

Четвёртые узнают о педагоге-психологе только накануне поступления ребёнка в школу, когда его «успехи», отражённые в сводных данных по группе, становятся пред­метом интенсивного обсуждения на роди­тельском собрании выпускников ДОУ.

 

Пока ребёнок, развиваясь и воспитываясь в семье, делает первые шаги (в буквальном смысле и в плане психического развития), за все его достижения отвечают родители.

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение (в настоящее время это не так просто, но наконец родителям повезло!) в се­мье начинают готовить его к новому образу жизни. Конечно, взрослые очень волнуются, так как наслышаны о тяжёлых буднях малы­шей, впервые приходящих в детский сад. Но если решение принято, самое время встре­титься с педагогом-психологом. Зачем? Что­бы облегчить адаптацию ребёнка к новым ус­ловиям, новым людям, новому меню и т.д.

Педагог-психолог ДОУ занимается вопро­сами диагностики, профилактики или кор­рекции психического развития дошкольни­ков всех возрастных групп. Во многих дет­ских садах первое знакомство с родителями и ребёнком происходит при участии этого специалиста.

Педагог-психолог, используя методы и приемы организации малыша, может развернуть с ним общение или предложить элементарную игру. С родителями психолог обсудит проблему привязанности ребёнка к маме, характер контактов между ними (зрительный, тактильный и др.), наличие и особенности привязанностей к другим членам семьи. Обсудит, как сделать кратковременную разлуку с мамой будничной и не травмирующей малыша. Даже в ходе самой первой встречи педагог-психолог может дать ценные советы  родителям, как преодолевать сопротивление ребёнка, если он не захочет посещать детский сад; как дать ему понять, что взрос­лый доброжелательно к нему относится и разделяет его переживания; как использо­вать в этих целях совместную игру и в какие игры следует играть. 

Наконец ребёнок начал регулярно посе­щать младшую группу и уже без слёз каждое утро шагает «на работу» вместе с ма­мой, папой или бабушкой. В этот период могут возникнуть новые проблемы, пре­одоление которых также потребует обра­щения к педагогу-психологу. Один из наи­более явных поводов для такого обраще­ния - изменение отношения ребёнка к детскому саду. Например, девочка, кото­рая в течение полугода регулярно и с удо­вольствием посещала ДОУ, вдруг каждое утро стала говорить, что она хотела бы ос­таться дома. Нежелание родителей усту­пить вызывает у неё слёзы, жалобы на пло­хое самочувствие.

Тщательный анализ педагога-психолога (вместе с мамой!) всех сторон жизни ребён­ка в группе позволит выявить подлинные причины изменения прежде позитивного отношения к детскому саду. А причины мо­гут быть самые разные: конфликт с ровесни­ками, переживание неуспеха на отдельных занятиях, неосторожное, но обидное для ре­бёнка замечание педагога и даже зависть к чужим успехам. Выявив проблему, специа­лист поможет ребёнку с ней справиться.

Очень важно, чтобы, общаясь с педаго­гом-психологом, родители понимали: этот специалист призван быть на стороне ребён­ка. Он поможет раскрыть сильные стороны его развития, если даже они не лежат на по­верхности; выявить способности, которые дадут толчок в освоении образовательной программы; сформировать конкретные на­выки - практические, игровые, интеллекту­альные, социальные. При обнаружении ка­ких-то слабых сторон в развитии ребёнка (медлительность или повышенная двига­тельная активность, невнимание, уход в фантазию и пр.) педагог-психолог пореко­мендует способы и приёмы, известные в со­временной психологической и педагогичес­кой практике. При этом он всегда будет от­крыт диалогу с родителями, готов к много­кратным встречам и обсуждениям индиви­дуальной динамики развития ребёнка.

Поводом для обращения родителей к педа­гогу-психологу могут быть и некоторые осо­бенности поведения детей. Как правило, это страхи или явные симптомы тревожности, часто сочетаемые с нарушениями процесса засыпания и качеством сна ребёнка. Выявле­ние причин такого поведения (при совмест­ном обсуждении педагога-психолога с роди­телями) будет способствовать профилактике развития неврозов у ребенка. Пе­дагог-психолог обязательно обратит внима­ние родителей на страхи детей, различаю­щиеся по условиям их возникновения и по трудности их преодоления.

Одну группу составляют возрастные страхи, возникающие почти у всех детей. Объект страха в этом случае конкретен и по­нятен ребёнку (молния, гром, собака, волк, тёмная комната и пр.).

Другая группа - внушённые (суггестив­ные) страхи могут возникать не только у ма­лышей, но и у детей постарше. Главным ис­точником этих страхов являются взрослые люди, которые своим отношением, своими оценками и установками, обещаниями воз­можных наказаний провоцируют такие стра­хи. Таким образом, педагог-психолог поможет родителям понять, какова природа страхов их ребёнка, насколько они устойчивы и интенсивны, как их преодоле­вать и постепенно от них освобождаться.

Тревожность - более обобщённое и раз­мытое состояние, возникающее у чувстви­тельных и ранимых детей не в связи с кон­кретной ситуацией, а с генерализованной угрозой от самых разнообразных объектов и действий с ними. Такие дети часто говорят: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я не знаю, как это сделать», даже не приступая к выполнению элементарного задания. Замечая проявления страхов или тревож­ности у своего ребёнка, родители вместе с педагогом-психологом должны провести большую работу: проанализировать их при­чины, детально описать их протекание, со­ставить программу по преодолению сущест­вующих страхов и симптомов тревожности и профилактике возможных (как в условиях ДОУ, так и в условиях семьи).

Одной из достаточно серьёзных проблем, которая нередко требует незамедлительной встречи родителей с педагогом-психологом, является проблема взаимоотношений ре­бёнка со сверстниками, складывающееся в кон­кретной возрастной группе, очень неодно­родно. В нём зарождаются предпочтения и симпатии, возникают отношения дружбы и привязанности.

Педагог-психолог, многократно посещая каждую возрастную группу, может разобраться во всех нюансах развития детских отношений. Иногда родители сами обраща­ются к нему с просьбой помочь ребёнку най­ти друзей в группе. Если взрослые действи­тельно заинтересованы в построении актив­ных и позитивных отношений своего ребёнка с другими детьми, вместе с педагогом-психо­логом они непременно найдут способы изме­нения сложившейся ситуации. И ребёнок об­ретёт своё место в коллективе сверстников.

К сожалению, даже продвинутые в плане педагогических знаний родители часто ори­ентируются прежде всего на достижения де­тей в интеллектуальном развитии и не заме­чают многих нюансов в настроении ребёнка, его самочувствии. Ведь не секрет, что сего­дня многие родители жаждут проявления у детей одарённости и игнорируют проявле­ние у них эмоций и чувств.

Вместе с тем переживания детей могут служить отчётливым сигналом развивающе­гося негативного эмоционального состоя­ния, которое следует устранить как можно скорее. И это серьёзный повод для обраще­ния к педагогу-психологу.

 

 




Источник: http://А.Д. Кошелева / журнал «Ребенок в детском саду» / 2013 - №.2 , С.88-91
Категория: Советы педагога-психолога | Добавил: ds73polyanka (23.03.2013)
Просмотров: 3706 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
2 inna  
0
Очень актуальная статья, а журналы не все читают, спасибо.

1 Надежда Ивановна  
0
Спасибо за статью.Получила ответы на возникающие вопросы...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]