Суббота, 04.05.2024, 06:35
Приветствую Вас, Гость

Дети с СДВГ, или "Неудобные дети"

Родители гиперактивных детей (детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, далее - СДВГ) часто испытыва­ют немалые трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них по душе поведение такого ребенка в общественных ме­стах и дома, при этом многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Порой родители приходят в отчаяние: «Я не знаю, что мне с ним делать! Сил моих больше нет!» Знакомая ситуация, не правда ли? Попробуем разобраться в причинах проявления СДВГ, определить правильный стиль вос­питания, учитывающий психолого-физиологические особенности такого ребенка, выявить внутренние установки родителей в рамках данной проблемы.

Причины гиперактивности

Большинство исследователей отмечает три основных блока про­явлений СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания, импульсив­ность. Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает сам. Для детей с СДВГ характерна чрезмерная болтливость, не­способность усидеть на месте, меньшая (по норме) продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнару­живаются нарушения координации, несфоромированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированность почерка)

Современные исследо­вания показывают, что двигательная активность у детей с СДВГ вы­ше, чем у других, даже во сне.

Врачи в Европе и Америке работают над решением проблемы, причем успешно, и уже могут назвать многие причины, которые ее вызывают. Каждая из приведенных далее причин подтверждается множеством исследований.

1.  Наследственность. По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают СДВГ, в детстве отмечались такие же симптомы. Правда, довольно часто в таких семьях наблюдаются и другие проблемы: употребление алкоголя, наличие асоциальной психопатии, аффективных расстройств, серьезных аллергических заболеваний (астмы, сенной лихорадки).

2.    Беременность и роды. По одной из теорий, СДВГ связан с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка.

Большую опасность вызывает внутриутробная гипоксия (кисло­родное голодание), к которой особенно чувствителен головной мозг ребенка.

Никотин, спазмируя артерии матки, лишает ребенка питания и кислорода, кроме того, он чрезвычайно вреден для нервных клеток. Алкоголь, проникая через плаценту в кровь, наносит мощ­ный удар по формирующемуся мозгу. Серьезную угрозу представ­ляют собой и некоторые лекарства, особенно в первой половине беременности.

Очень опасны во время беременности травмы, как физические (например, в области живота), так и психологические (различные стрессы, нежелание матери иметь ребенка). Кроме того, большое значение имеют иммунологическая несовместимость по резус-фактору и возраст родителей.        

На развитие заболевания влияют осложнения при родах: пре­ждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом се­чении, длительный (более 12 часов) безводный период. Непра­вильное положение плода, обвитие его пуповиной помимо ас­фиксии могут повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, легкие смещения шейных позвонков.

3. Опасность первых лет жизни. Мозг человека формируется на протяжении 12 лет его жизни, и, естественно, в этот период наиболее уязвим. Следует помнить, что травмы головы могут нарушить дея­тельность мозга в любом возрасте, но в период созревания они особенно опасны. Такие заболевания, как бронхиальная астма, нарушение обмена веществ, сердечная недостаточность, а также частые пневмонии, нефропатии негативно влияют на нормаль­ную работу мозга.

На развитие и становление психики ребенка начинают оказывать серьезное влияние окружающая обстановка, характер отношений со взрослыми. Причиной развития психопатологий может быть и другая крайность - когда ребенок становится для окружающих центром Вселенной и все вокруг подчинено его желаниям.

4.Окружающая среда. Современная промышленность буквально насыщает окружающую среду губительными солями тяжелых металлов (кадмия, молибдена, хрома, свинца, алюминия). Так, соли кадмия и молибдена способны вызвать тяжелое расстройство ЦНС. Дефицит магния приводит к тому, что в организме накапливается свинец - сильнейший нейротоксин, который разрушает память, тормозит процессы обучения, влияет на адекватность поведения и восприятия окружающего мира. Серьезную угрозу представляют собой и диоксины – очень ядовитые вещества, выбрасываемые в атмосферу некоторыми предприятиями, которые производят и обрабатывают хлорированные углеводы. При наличии у ребенка синдрома нарушения внимания с гиперактивностью стоит проверить экологию собственного дома.

5.Питание. Одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. Остановимся на этом пункте подробнее.

Влияние питания на формирование и развитие СДВГ

В большинстве продуктов содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, негативно влияющие на нейрохимические процессы. А гиперак­тивность, нарушение внимания, беспокойство - это проявления химического дисбаланса мозга.

Сегодня производители питания предлагают многочислен­ные виды напитков, которые так нравятся детям. К сожалению, большинство из них не приносит пользы для детского организ­ма. Помимо большого количества сахара в них содержится столько пищевых красителей и ароматизаторов, что они просто не успевают выводиться естественным путем. Даже безобидный апельсиновый сок (консервированный с пищевым красителем тертазин) может нанести удар по организму, поскольку выводит из организма цинк - важнейший минерал, активно участвующий в большинстве процессов и влияющий на умственную деятельность человека, его поведение и способность к обучению.

Совершенно недопустимо кормить   ребенка «взрослыми» консервами. Они перенасыщены солью и консервантами, плохо перевариваются, раздражают слизистые оболочки ЖКТ, способствуют возникнове­нию кишечных заболеваний и аллергии. Известно, что если сахар употреблять с белками, то никаких нарушений не последует, а вот если с крахмалами, то он может вызвать нарушение поведения даже у спокойных детей. Почему это происходит? Сахар и углеводы наполняют кровь глюкозой. Чтобы переработать ее, организм вынужден вырабатывать боль­шое количество инсулина. В результате происходит резкое паде­ние уровня сахара в крови, подчас слишком сильное - такое со­стояние называется гипогликемией. Возникает слабость, уста­лость. Для нейтрализации этого состояния организм производит мощный выброс гормонов энергии, сосуды сжимаются, меняется сердечный ритм, может появиться озноб конечностей. Автоном­ная система, отвечающая за непроизвольные физические процес­сы, подавляется, что проявляется в нервозности, страхах, одышке. Мышцы готовы к действию.

Многие гиперактивные дети страдают от нехватки конкретных витаминов, в основном тех, которые относятся к группе В ), особенно от дефицита витамина В12.

 

 

Симптомы проявления СДВГ

Какие же они, гиперактивные дети? Наблюдать их доводилось каж­дому, тем более что, по мнению специалистов, число таковых рас­тет с каждым днем.

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью включает три основных симптомокомплекса - невнимательность, гиперак­тивность и импульсивность, признаками которых являются:

1) невнимательность:

ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении заданий;
не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь;
не умеет доводить выполняемую работу до конца;

испытывает огромные трудности в процессе организации собственной дея­тельности;

избегает заданий, требующих длительного умственного напряжения; часто теряет свои вещи, предметы; легко отвлекается на посторонние стимулы; постоянно все забывает;

2)гиперактивность: ребенок суетлив, никогда не ведет себя спокойно (постоянно беспричинно ^двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле и т. п.); * не в состоянии долго усидеть на стуле; двигательная активность не имеет определенной цели; ребенок не может играть в спокойные игры; всегда нацелен на движение, часто бывает болтливым;

3) импульсивность: ребенок отвечает на вопросы, не дослушав их до конца; с трудом дожидается своей очереди; мешает другим, вмешивается в разговоры и игры, пристает к другим.

 

Памятка для родителей

Что нужно знать, общаясь с ребенком с СДВГ

 

Поступки ребенка не умышленны. При общении с ним следует избе­гать частого употребления слов «нет», «нельзя». Необходимо строить вза­имоотношения на понимании и доверии, не настаивать на том, чтобы он обязательно принес извинения за проступок. Каждый раз нужно до конца выслушивать то, что он хочет сказать. Для подкрепления устных инструк­ций рекомендуется использовать зрительную стимуляцию.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилия­ми, авторитарными указаниями и убеждениями. Дисциплинарное воз­действие в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не улучшит, а скорее ухудшит поведение ребенка.
Необходимо изменить психологический микроклимат в семье, т. е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе с ним, не допускать ссор в его присутствии.
Необходимо установить четкий режим дня и определить место для занятий; ограждать ребенка от длительных занятий на компьютере и про­смотра телевизионных передач; избегать, по возможности, большого ско­пления людей, так как переутомление способствует снижению самокон­троля и нарастанию гиперактивности.
Ребенку необходима специальная поведенческая программа: проду­манная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выпол­ненное задание и наказание за плохое поведение (исключая физическое).
Нужно вырабатывать у ребенка навык управления гневом и агресси­ей; постепенно согласованно расширять его обязанности, давать поруче­ния, соответствующие его возрасту и уровню развития.
Вслед за понесенным наказанием ребенку необходимо позитивное эмоциональное подкрепление (знаки приятия и прощения).

 



Источник: http://Журнал «Справочник педагога-психолога» - 2014 - №8, - / И.Г. Мокляк «Детис с СДВГ, или «Неудобные дети»
Категория: Советы педагога-психолога | Добавил: ds73polyanka (12.09.2014)
Просмотров: 1335
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]