Поступление в школу – важное событие в жизни каждого ребенка, которое полностью перестраивает жизнь ребенка. Меняется его привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми- в школе ребенок оказывается в новых социальных условиях. Вхождение в школьную жизнь таит в себе факторы, которые могут негативно сказаться на эмоциональном здоровье школьника и привести к возникновению школьных страхов. Что необходимо делать взрослым, чтобы создать эмоционально благоприятные условия обучения ребенка в школе? Как избежать школьных страхов? Как с ними бороться, и стоит ли это делать вообще? Феномен страха издавна является предметом изучения философии, искусства, различных отраслей науки. По общему мнению, страх – наиболее древняя человеческая эмоция, связанная с инстинктом самосохранения особи. Каждый человек испытывал страх, и не один раз в жизни. Определяя школьные страхи в широком смысле, как страхи, связанные со школой, можно увидеть, насколько они разнообразны, т.е. ребенок может бояться разных вещей, а природа его страха также может быть различна. Во-первых, можно рассматривать страхи по предмету, то есть по тому, на что направлен страх:
- опоздать в школу, на урок; - забыть школьные принадлежность: книгу, тетрадь, форму, работу (дети носят лишнее в портфеле); забыть, что задано и др.; - отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др. Во-вторых, страхи, связанные с «режимным» характером обучения в школе: 1. страх не успеть в школу, 2. страх опоздать на урок; 3. страх заболеть и не ходить в школу; 4. опасение, что не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке); 5. страх не успеть или забыть сделать домашнее задание; 6. страх каникул; 7. страх 1 сентября, первого дня в школе после каникул; 8. страх конца четверти, 9. страх звонка на урок, звонка с урока. Так же к этой группе относятся страхи, связанные с четкой организацией школьной жизни: 1. страх перерывов между уроками – перемен; 2. страх остаться одному в классе, зайти в класс последним или первым; 3. страх быть на празднике; 4. страх потеряться в школе; 5. страх переходить из одного кабинета в другой и др. В-третьих, страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного двора, спортзала, хореографического зала (актового), столовой, подвала и других помещений. В-четвертых, часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в следующих страхах: 1. страх стоять у доски, 2. страх не понять объяснение учителя, 3. страх спорить, 4. страх получить замечание, 5. страх просьбы дать дневник, 6. страх, возникающий в момент, когда учитель спрашивает: «кто хочет ответить?», 7. страх плохой отметки, 8. чувство страха в ситуации, когда учитель решает, какую отметку поставит в дневник, классный журнал; 9. страх, что учитель, родитель будет ругать, 10. страх наказания; физического наказания, 11. страх проверки знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ; 12. страх вопросов учителя; 13. чувство страха в присутствии посторонних взрослых на уроке; 14. страх нового учителя, 15. страх забыть, что задано; 16. чувство страха, связанное с присутствием родителей на родительском собрании; 17. страх непонимания учителя. В-пятых, страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, Братья и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал, охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ. В-шестых, страхи делят по происхождению: 1. Наученные – страхи, полученные ребенком в ходе личного опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников). 2. Внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны ситуации, вызывающие страх с благими целями; 3. «Зараженные» страхи – возникают в ситуации нахождения в группе людей, испытывающих страх. 4. Выдуманные страхи (слышал где-то, не так понял учителя). В-седьмых, исследователь детских страхов Захаров А.И. рассматривал страхи по степени соответствия возрастным нормам: - Возрастной (обычный, естественный страх). - Патологический. Таким образом, школьные страхи – это многогранное и сложное явление. Школьные страхи, как и любые другие эмоциональные явления, динамичны, то есть изменяются с течением времени и под действием различных внешних и внутренних факторов. Опыт исследователей и практиков образования позволил в школьной жизни ребенка выделить этапы, на которых могут происходить изменения как в содержании, так и в интенсивности школьных страхов.
Как помочь ребенку преодолеть школьные страхи. Первый шаг на пути преодоления страхов - признать страх ребенка, «позволить» ребенку испытывать его. Разузнайте подробности испытываемого ребенком страха, пусть он расскажет о том, что его пугает в деталях, — это уже способствует преодолению страха, поскольку «сужает границы» пугающего объекта. Помогите ребенку преодолеть свой страх, —изучите этого «врага», так сказать, в лицо. Причем во всех подробностях. Старайтесь поддерживать интерес ребенка к школе: поощряйте его потребность задавать вопросы (даже если вы устали от подобных «глупых» вопросов на эту тему). Ваши ответы и рассказы необходимы ему для ощущения уверенности и безопасности. Рассказывайте ребенку о школе, в которой он будет учиться. Любая информация — сколько детей во всей школе, сколько будет в классе, сколько учителей, сколько классных комнат, когда построена и открыта школа, кто из ваших знакомых учился в ней, — все это будет интересно будущему ученику, поможет сделать предстоящее обучение увлекательным, сформировать у ребенка чувство сопричастности, гордости за свою школу. Показывайте ребенку фотографии из вашей школьной жизни, свои старые школьные тетради и дневники, рассказывайте о своих школьных товарищах. Сходите вместе с ребенком в школу, расскажите и покажите, где находится его будущий класс, столовая, актовый зал, туалет. Неизвестность может пугать ребенка, поэтому такая экскурсия – поможет сориентироваться в пространстве школы и избежать страха перед школьными помещениями, страха потеряться. Во время посещения школы он точно узнает, в какой обстановке окажется в самый важный день своей детской жизни — 1 сентября. Спросите ребенка, как он поступит в обычных на первый взгляд ситуациях, но которые в действительности могут принести много переживаний. Например, что он будет делать, если захочет на уроке в туалет (почти все дети отвечают: «Терпеть, ведь это уже не детский сад, а школа!»). Или как он поступит, если не сможет найти в раздевалке свою шапку. Или что он сделает, если сосед по парте предложит ему во время урока конфету. Познакомьте ребенка с его будущей учительницей. Пусть он задаст (если захочет) ей интересующие его вопросы. Такая неформальная беседа поможет снизить возможное эмоциональное напряжение, связанное с неизвестным и пугающим предстоящим общением с УЧИТЕЛЕМ. При возможности познакомьте ребенка с будущими одноклассниками. Знакомство с одноклассниками позволит ребенку, во-первых, не боятся их, а во-вторых, первоклассник увидит, что вокруг такие же ребята с такими же переживаниями, как и у него. Давайте ребенку правдивую информацию о школе. Не обещайте, что в школе все будет прекрасно и радостно. Готовьте ребенка к тому, что обучение — это труд, а не только праздник. Заверьте ребенка, что вы разделите с ним все предстоящие трудности и победы! Читайте книжки, сочиняйте истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и избегают опасностей. С помощью различных приемов — игры, рисунков, сказок— обыграйте ситуацию победы над страхом, предоставив при этом инициативу именно ребенку. Самое главное: постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок ощущал вашу защиту, поддержку и любовь. Родители должны дать понять ребенку: что бы ни случилось, они – рядом и всегда придут на помощь. В этом случае детские страхи, если они и возникнут, будут незначительными и легко преодолимыми. | |
Категория: Советы педагога-психолога | Добавил: ds73polyanka (29.04.2016) | |
Просмотров: 2698 |
Всего комментариев: 0 | |