Четверг, 25.04.2024, 17:22
Приветствую Вас, Гость

Школьные страхи: где они таятся и как их преодолеть

Поступление в школу – важное событие в жизни каждого ребенка, которое полностью перестраивает жизнь ребенка. Меняется его привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми- в школе ребенок оказывается в новых социальных условиях. Вхождение в школьную жизнь таит в себе факторы, которые могут негативно сказаться на эмоциональном здоровье школьника и привести к возникновению школьных страхов. Что необходимо делать взрослым, чтобы создать эмоционально благоприятные условия обучения ребенка в школе? Как избежать школьных страхов? Как с ними бороться, и стоит ли это делать вообще?

Феномен страха издавна является предметом изучения философии, искусства, различных отраслей науки. По общему мнению, страх – наиболее древняя человеческая эмоция, связанная с инстинктом самосохранения особи. Каждый человек испытывал страх, и не один раз в жизни.

Определяя школьные страхи в широком смысле, как страхи, связанные со школой, можно увидеть, насколько они разнообразны, т.е. ребенок может бояться разных вещей, а природа его страха также может быть различна.

Во-первых, можно рассматривать страхи по предмету, то есть по тому, на что направлен страх:

  1. страх оценки, отметки.
  2. страх наказания, замечания в дневник.
  3. страх ошибки.
  4. страх не соответствовать требованиям школы, учителя, в том числе 

-   опоздать в школу, на урок;

-   забыть школьные принадлежность: книгу, тетрадь, форму, работу (дети носят лишнее в портфеле); забыть, что задано и др.;

-   отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др.

Во-вторых, страхи, связанные с «режимным» характером обучения в школе:

1.   страх не успеть в школу,

2.   страх опоздать на урок;

3.   страх заболеть и не ходить в школу;

4.   опасение, что не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке);

5.   страх не успеть или забыть сделать домашнее задание;

6.   страх каникул;

7.   страх 1 сентября, первого дня в школе после каникул;

8.   страх конца четверти,

9.   страх звонка на урок, звонка с урока.

Так же к этой группе относятся страхи, связанные с четкой организацией школьной жизни:

1.   страх перерывов между уроками – перемен;

2.   страх остаться одному в классе, зайти в класс последним или первым; 

3.   страх быть на празднике;

4.   страх потеряться в школе;

5.   страх переходить из одного кабинета в другой и др.

В-третьих, страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного двора, спортзала, хореографического зала (актового), столовой, подвала и других помещений.

В-четвертых, часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в следующих страхах:

1.   страх стоять у доски,

2.   страх не понять объяснение учителя, 

3.   страх спорить, 

4.   страх получить замечание, 

5.   страх просьбы дать дневник,

6.   страх, возникающий в момент, когда учитель спрашивает: «кто хочет

ответить?»,

7.   страх плохой отметки, 

8.   чувство страха в ситуации, когда учитель решает, какую отметку поставит в дневник, классный журнал;

9.   страх, что учитель, родитель будет ругать,

10.  страх наказания; физического наказания, 

11.  страх проверки знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ;

12.  страх вопросов учителя;

13.  чувство страха в присутствии посторонних взрослых на уроке;

14.  страх нового учителя, 

15.  страх забыть, что задано;

16.  чувство страха, связанное с присутствием родителей на родительском собрании;

17.  страх непонимания учителя.

В-пятых, страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, Братья и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал, охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ.

В-шестых, страхи делят по происхождению:

1. Наученные – страхи, полученные ребенком в ходе личного опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников).

2. Внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны ситуации, вызывающие страх с благими целями;

3. «Зараженные» страхи – возникают в ситуации нахождения в группе людей, испытывающих страх.

4. Выдуманные страхи (слышал где-то, не так понял учителя).

В-седьмых, исследователь детских страхов Захаров А.И. рассматривал страхи по степени соответствия возрастным нормам:

-   Возрастной (обычный, естественный страх).

-   Патологический.

Таким образом, школьные страхи – это многогранное и сложное явление.

Школьные страхи, как и любые другие эмоциональные явления, динамичны, то есть изменяются с течением времени и под действием различных внешних и внутренних факторов.

Опыт исследователей и практиков образования позволил в школьной жизни ребенка выделить этапы, на которых могут происходить изменения как в содержании, так и в интенсивности школьных страхов.

  1. «Вхождение» ребенка в школу (первая неделя).
  2. Период адаптации* (сентябрь-октябрь).
  3. Введение системы оценивания (чаще всего конец первого полугодия).
  4. Становление учебной деятельности (окончание первого класса).
  5. 2-3 годы обучения.
  6. Конец 4 класса (переход в среднюю школу).

 

Как помочь ребенку преодолеть   школьные страхи.

Первый шаг на пути преодоления страхов - признать страх ребенка, «позволить» ребенку испытывать его.

Разузнайте подробности испытываемого ребенком страха, пусть он расскажет о том, что его пугает в деталях, — это уже способствует преодолению страха, поскольку «сужает границы» пугающего объекта.

Помогите ребенку преодолеть свой страх, —изучите этого «врага», так сказать, в лицо. Причем во всех подробностях.

Старайтесь поддерживать интерес ребенка к школе: поощряйте его потребность задавать вопросы (даже если вы устали от подобных «глупых» вопросов на эту тему). Ваши ответы и рассказы необходимы ему для ощущения уверенности и безопасности.

Рассказывайте ребенку о школе, в которой он будет учиться. Любая информация — сколько детей во всей школе, сколько будет в классе, сколько учителей, сколько классных комнат, когда построена и открыта школа, кто из ваших знакомых учился в ней, — все это будет интересно будущему ученику, поможет сделать предстоящее обучение увлекательным, сформировать у ребенка чувство сопричастности, гордости за свою школу.

Показывайте ребенку фотографии из вашей школьной жизни, свои старые школьные тетради и дневники, рассказывайте о своих школьных товарищах.

Сходите вместе с ребенком в школу, расскажите и покажите, где находится его будущий класс, столовая, актовый зал, туалет. Неизвестность может пугать ребенка, поэтому такая экскурсия – поможет сориентироваться в пространстве школы и избежать страха перед школьными помещениями, страха потеряться. Во время посещения школы он точно узнает, в какой обстановке окажется в самый важный день своей детской жизни — 1 сентября.

Спросите ребенка, как он поступит в обычных на первый взгляд ситуациях, но которые в действительности могут принести много переживаний. Например, что он будет делать, если захочет на уроке в туалет (почти все дети отвечают: «Терпеть, ведь это уже не детский сад, а школа!»). Или как он поступит, если не сможет найти в раздевалке свою шапку. Или что он сделает, если сосед по парте предложит ему во время урока конфету.

Познакомьте ребенка с его будущей учительницей. Пусть он задаст (если захочет) ей интересующие его вопросы. Такая неформальная беседа поможет снизить возможное эмоциональное напряжение, связанное с неизвестным и пугающим предстоящим общением с УЧИТЕЛЕМ.

При возможности познакомьте ребенка с будущими одноклассниками. Знакомство с одноклассниками позволит ребенку, во-первых, не боятся их, а во-вторых, первоклассник увидит, что вокруг такие же ребята с такими же переживаниями, как и у него.

Давайте ребенку правдивую информацию о школе. Не обещайте, что в школе все будет прекрасно и радостно. Готовьте ребенка к тому, что обучение — это труд, а не только праздник. Заверьте ребенка, что вы разделите с ним все предстоящие трудности и победы!

Читайте книжки, сочиняйте истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и избегают опасностей. С помощью различных приемов — игры, рисунков, сказок— обыграйте ситуацию победы над страхом, предоставив при этом инициативу именно ребенку.

Самое главное: постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок ощущал вашу защиту, поддержку и любовь. Родители должны дать понять ребенку: что бы ни случилось, они – рядом и всегда придут на помощь. В этом случае детские страхи, если они и возникнут, будут незначительными и легко преодолимыми.

Категория: Советы педагога-психолога | Добавил: ds73polyanka (29.04.2016)
Просмотров: 2698
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]