Суббота, 20.04.2024, 19:31
Приветствую Вас, Гость

Фантазеры или обманщики

Наверно нет таких родителей, которые не столкнулись бы с проблемой детской лжи. Каковы причины этой лжи, что делать и как вести себя родителям в той или иной ситуации? Как не допустить перерастания безобидной детской фантазии в серьезную проблему обмана? Попробуем разобраться.

Определим в чем смысл понятий «фантазия» и «обман».

Фантазией называют способность человека к творческому воображению. Это умение преобразовывать окружающие предметы и явления, создавая на их основе новые. Фантазировать – значит выдумывать что-то неправдоподобное, невероятное. Обман, ложь -  это намеренное искажение истины. Обмануть, значит ввести в заблуждение, сказать неправду, поступить нечестно по отношению к кому-нибудь, нарушить обещание.  Таким образом, ложь – это искажение реальных событий, а фантазии – это воображаемые события.

Итак, если ребенок выдумывает невероятные истории, сочиняет небылицы, сказки, истории, но при этом не имеет для себя какой-либо выгоды, то это проявление его творческой фантазии. Это качество свойственно эмоциональным, чувствительным детям.

Если ребенок обманывает с корыстной целью: чтобы избежать наказания, получить незаслуженное вознаграждение, похвалу за результаты, которых на самом деле нет, то это называется враньем. Эту разницу очень хорошо проиллюстрировал детский писатель Н. Носов в рассказе «Фантазеры».

Стоит отметить, что в дошкольном возрасте воображение отражает психическое развитие ребенка и является мощным его стимулятором.

Во-первых, в процессе творчества, фантазирования развивается речь ребенка, его интересы, накапливаются знания. Для того чтобы это происходило, важно постоянно наполнять жизнь ребенка различной информацией, обогащать его опыт: ходить на экскурсии, прогулки, читать книги, разговаривать, отвечать на вопросы. Ребенок, который много знает, интересен для своих сверстников, он может придумывать сюжеты для игр, роли для их участников.

Во-вторых, фантазии могут отражать ситуации, которые доставили ребенку неприятные переживания. Они повторяют эти события в игре. Фантазии и творчество помогают преодолеть тревогу, страх, компенсировать психотравмирующие ситуации.

В-третьих, фантазии могут отражать сокровенные желания ребенка. Он может сочинить сказку о котенке, которого не разрешают завести. Сочиняя сказку, ребенок может использовать уже известные ему сюжеты сказок, чередуя их со своими авторскими идеями.

В-четвертых, если фантазирование связано с изобразительной деятельностью детей, то они обоюдно развиваются. В процессе рисования, задуманный предмет или сюжет может изменяться. Ребёнок начинает рисовать домик, и вдруг ему приходит идея, что это будет машина и т.д.  В процессе рисования важно, чтобы малыш кому-то рассказывал, что он рисует сейчас и что нарисует потом. Все это позволяет ребенку осознавать содержание рисунка, планировать свою деятельность, высказывать свои идеи. Неважно, что линии не передают форму объекта (животного, человека, растения и т.д.), главное, что ребенок видит его. Стимулируя и поощряя ребенка, вы развиваете его творческие и художественные способности, которые заложены в каждом ребенке. Если ребенка не хвалить, то в дальнейшем он совсем перестанет рисовать, будет отказываться это делать, ссылаясь, что у него не получится, так как нет способностей. А способности к рисованию развиваются в процессе рисования.

 

Что же становится причиной детской лжи? Как это не удивительно, но в дошкольном и младшем школьном возрасте чаще всего причиной обмана являются неверные действия взрослых. Существует несколько причин, которые провоцируют ребенка на обман.

Одна из причин, которая провоцирует ребенка на обман, когда взрослые чрезмерно строги и предъявляют к ребенку требования, которым он не может соответствовать. Чаще всего ситуации, связанные с обучением в школе. В период дошкольного детства родители оказывают самое заметное воздействие на детей, являются авторитетом, образцом для подражания. Дети активно стремятся заслужить похвалу взрослых. Если его способности не позволяют достичь тех результатов, которых ждут от него родители, то ребенок начинает обманывать, чтобы оправдать наши ожидания, заслужить похвалу, избежать наказания.

Другой причиной является обман взрослых. Иногда родители сами обманываю детей, не выполняя данного им обещания. Порой родители дают обещания, которые совершенно искренне хотели бы сдержать, но потом выясняется, что появились обстоятельства, из-за которых обещание не может быть выполнено. В жизни каждого из нас бывали ситуации, когда мы чувствовали разочарование, злость оттого, что не удалось достичь поставленной цели из-за независящих от нас обстоятельств. Мы планировали, надеялись, но ожидаемого не случилось, и мы не смогли ничего сделать. Такое состояние в психологии называется фрустрацией. Даже для взрослых это очень болезненное состояние. Для детей подобные переживания тяжелей вдвойне, поскольку самые близкие любимые люди не выполнили своего обещания.

Нередко родители предъявляют правильные требования: «надо говорить правду», «обманывать нельзя», а сами поступают вопреки своим словам, то есть нечестно. Для взрослых ситуации обмана кажутся незначительными, порой смешными, а для ребенка – нелогичными, непонятными. Мама покупает детский билет и говорит, что ребенку 5 лет, а девочка «поправляет» -  не 5, а 7. В автобусе дочь недоумевает, почему мама сердится. Взрослые разрешают себе подобный обман и объясняют ребенку, что «так надо», «мы не богатые» и т. д.  У ребенка после разговора с родителями возникает недоумение, почему не всегда следует говорить правду. Затем он и сам начинает привирать для своей выгоды, пользы. Он сможет, спокойно глядя в глаза, без тени смущения сочинять, что гулял все время во около дома и не бегал на стройку.

Часто причиной обмана является потребность ребенка в популярности среди сверстников. Больше всего на свете детям хочется признания, хочется пользоваться успехом у ровесников. Эта потребность появляется в дошкольном периоде, а особенно ярко выражена в младшем школьном возрасте, в 3- 4 классе. В качестве привлекательных черт для шестилетних детей выступают не только нравственные качества (доброта, старание, вежливость), но и наличие ярких интересных игрушек, красивых нарядов. В начальной школе детям хочется выделяться не только успехами в учебе, но и «крутым мобильником», модной одеждой, путешествиями в разные страны и т. д.

Будет ошибочным мнение, что отсутствие дорогих вещей, популярных, модных аксессуаров само собой провоцирует детей на обман. Причинами обмана являются личностные качества – неуверенность в себе, закомплексованность, боязнь быть отвергнутым, потребность во внимании и одобрении, чувство соперничества, ревность к успеху других, потребность быть лидером.

Неуверенность, боязнь быть отвергнутым – эти качества свойственны не только детям, но и взрослым. Психологами доказано, что источником неуверенности могут быть взаимоотношения между ребенком и родителями. Многие взрослые несут по жизни комплексы, потому что в детстве им приходилось испытывать чувство неполноценности, неуверенности в себе.

В дошкольном возрасте, когда активно развивается эмоциональная сфера, ребенок очень тонко чувствует, как к нему относятся родители. Чрезмерная требовательность, строгость, холодность и раздражительность, которые проскальзывают не только в словах, но и в интонациях, мимике родителей, сигнализируют ребенку о том, что им недовольны. Не всегда он понимает, что эта реакция вызвана его нехорошим поступком, чаще думает, что его не любят. Ребенок переживает, тревожится, чувствует отвержение, одиночество и огромную потребность в любви. Если родительской любви не хватает, у детей формируется чувство неуверенности, беззащитности, которое может компенсироваться через фантазии или вранье.

Иногда дети врут окружающим о своей несчастной жизни. Как правило, такими выдумками ребенок стремиться привлечь внимание окружающих к себе, вызвать сочувствие, жалость.

Желание приукрасить, приврать может возникать из чувства соперничества, ревности к успеху других. Школьники стараются перещеголять друг друга практически во всем: в учебе, спорте, одежде, прическе. Порой они испытывают чувство соперничества, ревность к успеху других. С одной стороны, соревнование способствует самовыражению, побуждает чему-то учиться, меняться, развиваться, с другой – может спровоцировать желание обмануть, приукрасить действительность. Младшие школьники большое значение придают общению. Они стараются завоевать внимание, популярность в классе или быть рядом с популярными сверстниками. С этой целью они начинают приукрашивать себя и свои достоинства, но зачастую это не приносит желаемого результата. В общении школьники ценят иные качества: уверенность, оптимизм, умение интересно рассказывать, умение играть в подвижные и командные игры.

 

Все причины детской лжи обусловлены психологическими особенностями дошкольного и младшего школьного возраста, которым свойственно ложь из-за страха перед наказанием, ложь из-за желания получить похвалу, стремление привлечь внимание, повысить самооценку, а затем и защитить друзей. Преодоление этой проблемы является важнейшим фактором личностного роста как ребенка, так и его родителей, способствующее сплочению семьи и повышению уровня интимности. Преодоление этой проблемы возможно только если восстанавливаются искренние и доверительные отношения в семье. А доверительные отношения возможны при выполнении следующих правил:

  • Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого.
  • Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
  • Верьте в возможности, способности ребенка и тогда он станет увереннее, не будет бояться и тревожиться по поводу своей неполноценности. Чаще хвалите ребенка, обращайте внимание на его достоинства, говорите вслух о своей любви к нему: «Я люблю тебя, ты для меня самый лучший!..»; «Как здорово ты нарисовал машину!..».
  • Развивайте социальные навыки ребенка, создавая для этого условия. Приглашайте друзей в гости, запишите ребенка в секцию, кружок, организуйте летний отдых в детском лагере. Познакомьте с правилами общения.
  • Не давайте опрометчивых обещаний, даже если ребенок оказывает на вас давление, настаивает: «Ну пожалуйста, ну я очень прошу…»
  • Если вы даете обещание, старайтесь его выполнить во что бы то ни стало.
  • Если обещание выполнить не удается, найдите время для разговора с ребенком. Покажите, что вы сопереживаете, сочувствуете ребенку: «Мы тоже очень расстраиваемся из-за того, что…»; «Давай вместе подумаем, когда…»; «Давай придумаем, что-то взамен нашего плана…».
  • Обсуждайте неприятные случаи один на один с ребенком, а не все людно — это необходимое условие формирования уважения человека к себе и другим. Оно создает внутреннее ощущение защищенности и уверенности в близких, в их способности подставить плечо.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания.
  • Не стоит жестко наказывать все проступки ребенка, особенно когда он становится школьником. Иначе у него не будет возможности самостоятельно судить о своих деяниях (поскольку взрослые все сами сделали за него). Важно, чтобы родители оставляли ребенку пространство для размышления над последствиями собственных действий. Условия для этого возникают, когда проступок обнаружен, и взрослый показывает, как исправляется неверное решение. Важно, что в его действиях нет осуждения личности ребенка, но есть огорчение по поводу возникшей неприятной ситуации. Тогда поднимающаяся волна благодарности ребенка будет формировать в нем великодушие и стремление вершить добрые дела.

 

  1. .S.  Есть еще одна причины лжи. Более того, ей родители должны специально учить ребенка. Это ложь, направленная на то, чтобы сохранить жизнь. В одной семье есть предание об одной из прабабушек в ряду поколений. У нее умер муж, и она одна держала пасеку. Пасека была в отдалении от села, а потому, когда в какой-то момент пришли грабители, было не к кому обратиться за помощью. Женщина накрыла дочь ветошью и велела молчать, чтобы та не услышала. Женщину пытали, чтобы вызнать, где она хранит деньги, а потом убили. Она пыталась молчать, чтобы не спугнуть дочь. Ее дочь осталась жива. Это предание сообщается как пример того, что иногда ложь просто необходима. Родители должны научить ребенка откровенно лгать, если он встречается с опасным человеком. При этом обозначить такого опасного человека для ребенка 7-8 лет весьма непросто. Например, оставшись один дома, ребенок незнакомым людям, звонящим в дверь, может ответить, что родитель спит. Когда на улице незнакомец предлагает от вести ребенка домой к маме, необходимо бежать в толпу людей и искать там защиту и т. д. В любом случае ребенок должен знать о многообразии ситуаций и о том, что иногда ложь более полезна, чем правда.
Категория: Советы педагога-психолога | Добавил: ds73polyanka (01.06.2016)
Просмотров: 660
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]