Среда, 24.04.2024, 00:39
Приветствую Вас, Гость

Дети плохо едят: в чем причина и что делать

По материалам статьи Т.П. Авдуловой,

канд. психол. наук, доцента кафедры возрастной психологии

Московского педагогического государственного университета

Одной из неожиданных проблем современно­го детского сада стала сложность с приемом пи­щи у значительного количества детей. Причем она не связана с состоянием здоровья воспитанников или содержанием меню. Все дело в изменении пи­щевого поведения.

Почти в каждой группе, особенно среди детей раннего возраста, есть воспитанники, которые равнодушны или негативно относятся к еде, демонстрируют избирательность и отсутствие аппетита. Вместе с тем они имеют нормативный вес, проявляют активность и включены в жизнь детского сообщества. Эти дети вызывают недоумение у педагогов и роди­телей: надо ли что-то пред­принимать в таких случаях? Является ли это поведение проблемой или вариантом нормы?

На пищевое поведение влияют ряд факторов.

В первую очередь, это негативный эмоциональный фон развития. Пища - базовая, естественная потребность человека и самая первая и простая форма удовольствия. Соответственно, на­рушение пищевого поведения - это оторванность от своих потребностей, когда ребенок на базовом уровне оказывается не в контакте с собой.

Дети уже в младенческом возрасте могут по­терять аппетит в связи с эмоциональными про­блемами, например, развитием депрессии на фо­не отсутствия близкого взрослого. Они постепенно отказываются от еды, теряют активность. Ведь че­рез положительное, эмоционально насыщенное взаимодействие по поводу пищи ребенок полу­чает подтверждение любви, первые ощущения собственного тела и опыт восстановления эмо­ционального благополучия с помощью еды. Этим способом справляться с переживаниями не пре­небрегают и большинство взрослых.

Еще один базовый фактор, который негативно влияет на пищевое поведение, - специфический ранний сенсорный опыт. Он формируется у де­тей раннего возраста в отношении всех органов чувств, в т. ч. вкусовых ощущений. Простейшие кирпичики ощущений ложатся в основу сложного здания восприятия информации, и развитие моз­га может идти только с опорой на этот фундамент.

Соответственно, если в раннем возрасте ребе­нок питался преимущественно баночной едой, у не­го фиксируется в своеобразном базовом «каталоге» вкус брокколи с курицей, груши с яблоком и т. д. То есть общий вкус смешанных между собой про­дуктов в специфической обработке. И когда в дет­ском саду ребенку предлагают отдельно брокколи или курицу, эти вкусы оказываются чужими.

Вкусовые предпочтения отчасти образуются под влиянием рациона матери вовремя беремен­ности, но базовый каталог формируется до 3 лет. Если в рационе ребенка не было разнообразия «чистых» вкусов, то в дальнейшем он предпочи­тает ограниченный набор продуктов.

Структура пищи тоже задает предпочтения. На­пример, макароны отличаются вкусом в баночном и натуральном варианте. Поэтому многие «баноч­ные» дети не любят традиционную пищу детского сада и часто отказываются от нее.

Предпочтение будущей мамой сладких продук­тов в период беременности также откладывает от­печаток на вкусы ребенка. Практически полови­на потребляемой дошкольником энергии тратится на функции мозга. Наиболее простой способ полу­чить эту энергию - потребление глюкозы, которая является важнейшим «топливом» для нервных кле­ток (нейронов).

«Подружившись» с сахаром еще в материнской утробе, ребенок отказывается вырабатывать энер­гию из других веществ, тем более что поначалу в материнском молоке жиров и сахара достаточно. И наоборот, младенцы, которых кормили молочными смесями с горьковатым привкусом (на основе, напри­мер, сои), позитивнее воспринимают разнообразные «взрослые» овощи, например, брокколи или шпинат.

К факторам нарушения относится негативное вли­яние культурных стереотипов, которые предъявляют специфические требования к внешнему виду. Конеч­но, в 2 года ребенок не думает о фигуре и калориях, но определенные модели отношения к еде он уже начинает впитывать из социального окружения. В дошкольном возрасте активно формируются представления о себе, образ тела, самоотношение. При этом нормативная самооценка дошкольника завышенная. Ребенок нередко повторяет: «Я са­мый красивый! Я самый умный! Я самый добрый!» Причинно-следственная связь очевидна.

Стремительный рост ребенка в дошкольном возрасте требует значительного потребления жи­ров. Его нахождение и развитие в культурной сре­де, одержимой похудением, играет негативную роль. Ограничения в еде и низкокалорийные ди­еты опасны для физического и психического здо­ровья ребенка и могут привести к нарушению де­ятельности мозга.

В норме головной мозг регулирует обмен ве­ществ и расходование энергии, если ребенок са­дится за стол проголодавшимся и заканчивает есть, насытившись, а неограниченные возможности фи­зической активности закрепляют баланс. Исключе­ние составляет ситуация, когда в доме есть много нездоровой пищи.

Жесткие ограничения в еде, обсуждение пита­ния как проблемы, негативное отношение к внеш­нему виду ребенка ведут:

  • к формированию неадекватного образа тела (осо­бенно у девочек);
  • негативной самооценке и непринятию себя;
  • нарушениям мозговой регуляции пищевого по­ведения;
  • эмоциональным расстройствам.

Многолетние исследования доказали, что де­ти, которых сажали на диету или подвергали на­смешкам в детстве, в подростковом возрасте де­монстрировали серьезные нарушения пищевого поведения, в несколько раз чаще страдали ожи­рением или анорексией (нервным расстройством, проявляющемся в патологической худобе и отказе от питания). Поэтому категорически неверно пере­носить взрослые комплексы на детей.

Что относится к факторам развития пищевого поведения? Как ни странно, но позитивные момен­ты в современном обществе также влияют на пи­щевое поведение. В первую очередь, это экономи­ческое благополучие. Медицинские, социальные, культурные, семейные факторы в совокупности привели к снижению биологической роли пище­вого поведения детей.

Еда давно не в дефиците, и несколько поколе­ний не сталкивается с голодом, недоеданием. Се­мьи не «добывают» еду, она стала безусловной данностью и присутствует в жизни фоном, не вы­ступая на первый план в качестве самоцели или стратегической задачи.

Дети не расходуют энергию на тяжелые болез­ни, типичные для первой половины XX в. и более ранних исторических периодов. Медицина дала возможность победить массовые тяжелые заболе­вания. Раньше, например, корь, дифтерия и другие болезни ослабляли или даже истощали организм ребенка на многие месяцы. Питание рассматрива­лось в качестве основного лечебного мероприя­тия. Главной заботой родителей становилось вы­кармливание/выхаживание больного ребенка.

Изменился характер питания. Жирная, содержа­щая большое количество углеводов пища не тре­бует от организма непрерывной работы, но обе­спечивает большие объемы калорий.

Еще один фактор развития - опережающее ин­теллектуальное развитие и доступность различных видов деятельности. Уже в раннем детстве ребе­нок черпает удовлетворение не в сытости и по­кое, а в интеллектуальном развитии и освоении различных видов деятельности. Переживание радости, счастья, удовлетворен­ности связано с развитием, движением вперед, ощущением усилия, преодоления собственных ограничений. Поэтому изменения пищевого пове­дения наблюдаются у детей развитых, открывших для себя когнитивные удовольствия. Впрочем, ра­дость от физической активности доступна всем де­тям и является не менее естественным удовлетво­рением, чем еда.

На изменение пищевого поведения влияет раз­витое волевое поведение, хорошая самооргани­зация. Эти качества дают ребенку возможность не прибегать к самоутешению с помощью пищи. Если воспитатели и родители будут приучать ре­бенка к различным видам активности, форми­ровать в нем уверенность в способности быть самостоятельным и успешным, то он научится ре­гулировать свое поведение и сохранять положи­тельный эмоциональный настрой без переедания. В таком случае надо спокойно относиться к ситу­ациям, когда ребенок ест меньше, чем хотелось бы заботливым взрослым.

Оценивать проблему с едой необходимо приме­нительно к каждому конкретному ребенку: хватает ли ему той энергии, которую он получает. Ведь у каж­дого своя интенсивность обмена веществ и свои по­требности в еде. Пищевое поведение должно быть естественным, позитивно окрашенным, при этом оно может быть очень индивидуализированным и отра­жать особенности становления личности.

Для современных дошкольников более харак­терна проблема избыточного веса и переедания, нежели недоедания. Когда мы видим истощенных детей, то, как правило, это не физически изможден­ные, а эмоционально истощенные, депривированные дети. За проблемой питания стоит проблема близких эмоциональных связей в семье, отверга­ющая социальная среда и ограниченные возмож­ности удовлетворения других, не менее важных потребностей: в общении, новой информации, со­вместной деятельности.

 

5 ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЕДЕ

  • Создавать условия для комфортного общения во время еды, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  • Формировать у ребенка умение получать естественное удовольствие от еды.
  • Включать в рацион разные продукты, предпочтительно не в смешанных ва­риантах и различающихся по структуре и способам обработки.
  • Поддерживать позитивную самооцен­ку, никогда не устанавливать негативную связь между едой и внешностью ребен­ка, не подвергать сомнениям его поло­жительные представления о своей внеш­ности.
  • Не допускать критические комментарии в отношении внешности ребенка, а оп­тимизировать его меню с целью коррек­ции веса.

 

Таким образом, пищевое поведение - отра­жение общего контакта личности с самой собой, окружением, показатель естественности и благо­получия развития, понимания себя и своих по­требностей. В ситуации негативного социального окружения пища становится символом негативиз­ма, отказа от себя или, наоборот, примитивной формой самоутешения.

Формировать здоровое отношение ребенка к еде можно и нужно в ДОО и семье.

 

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей

 

1. ИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ НА ТЕМУ ЕДЫ

  • Пробуждайте познавательный интерес и воображение ребенка, задавайте новые акценты обращая внимание на запах и внешний вид пищи. Организуйте игры на тему еды: «Ресторанчик», «Обед», «Торжественный банкет», «День рождения» и т. д.
  • Включайте тему еды в игровые ситуации. Например: машинки «проголодались» и отправились на заправочную станцию «подкрепиться».
  • Сделайте прием пищи продолжением игрового взаимодействия. Предложите детям совершить «путешествие» в другие страны, где существуют иные традиции приема пищи.

 

2. ОРГАНИЗУЙТЕ ПРИЕМ ПИЩИ КАК СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Садитесь за стол вместе с детьми и подсказывайте им, как пользоваться столовыми приборами, брать хлеб, отламывать вилкой кусочки, вытирать рот и руки салфеткой и т. д.
  • Обсуждайте вкусовые качества еды.
  • Напоминайте правила поведения за столом, поощряйте правильные действия ребенка во время приема пищи.
  • Создавайте дружескую атмосферу, хорошее настроение, обеспечивайте комфортное взаимодействие всех сидящих за столом.

 

3. ПРОБУЙТЕ ЕДУ

  • Не заставляйте ребенка есть, предлагайте пробовать еду в качестве интересного познавательного эксперимента.
  • Проведите игру в дегустацию: предложите попробовать блюдо и угадать, из каких продуктов оно приготовлено.
  • Предложите отгадать «вкусовые» загадки или попробовать еду с закрытыми глазами.
  • Обсуждайте с ребенком запах еды, т. к. большую часть вкуса определяют рецепторы, ответственные за различение запахов.
  • Вводите новое блюдо в рацион ребенка правильно: предложите ему подержать во рту понюхать новый продукт, заедая его вкусным десертом или съев небольшой кусочек любимой пищи до экспериментов с новыми блюдами.

 

4. СДЕЛАЙТЕ ПИЩУ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ

  • Украшайте блюда.
  • Используйте нестандартную сервировку стола: поделки из салфеток, бумаги и других материалов, сделанные дошкольниками.
  • Включайте альтернативные варианты приема пищи. Например, попросите родителей помочь организовать этнический полдник или провести национальный праздник с угощением. Атрибутика таких мероприятий задаст основную ноту, а небольшая вариативность меню довершит социокультурное погружение.
  • Блюдам можно придать забавную, необычную форму или добавить простое украшение.

 

5. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ЕСТЬ, НО РЕГУЛЯРНО ПРЕДЛАГАЙТЕ

  • Настраивайте детей на обед, возвращаясь с прогулки: обсудите, как все проголода­лись, попросите прислушаться к своему организму, рассказать, что они чувствуют.
  • Добивайтесь того, чтобы дети сами стремились сесть за стол и поесть.
  • Уменьшите порции, чтобы сформировать у ребенка ощущение завершенности процесса, спо­собности позитивно «справиться» с едой. Большие объемы пищи нередко пугают, тогда как просьба добавки заразительна.
  • Постепенно выходите на нормативные порции.

 

6. СТИМУЛИРУЙТЕ ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ

  • Поддерживайте физическую активность, подвижность детей, создавайте условия для разно­образных движений, обеспечивающих здоровый обмен энергией.
  • Обсуждайте во время выполнения физических упражнений телесные ощущения и впечатле­ния, чтобы ребенок «знал» свое тело, чувствовал его состояние.

 

7. НЕ ОБСУЖДАЙТЕ ВЕС И ФИГУРУ

  • Никогда не поднимайте и не поддерживайте обсуждение с ребенком проблемы питания, ве­са, похудения.
  • Не переносите взрослые культурные стереотипы на детей.

 

8. СИНХРОНИЗИРУЙТЕ ПИТАНИЕ ДОМА И В ДЕТСКОМ САДУ

  • Старайтесь кормить ребенка дома в то же время, что и в ДОО.
  • Приблизите домашнее меню к меню детского сада. Сделайте еду привычной, узнаваемой.

 

9. УЧИТЫВАЙТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

  • Помните, что ребенок имеет право на индивидуальный выбор и без веских оснований отда­вать предпочтения одним продуктам и не любить другие. Этот выбор продиктован как инту­итивными потребностями в определенных веществах, так и своеобразием личности.
  • Не навязывайте ребенку свои вкусовые предпочтения.

 

Категория: Советы педагога-психолога | Добавил: ds73polyanka (19.01.2017)
Просмотров: 462
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]