По материалам статьи Т.П. Авдуловой, канд. психол. наук, доцента кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственного университета Одной из неожиданных проблем современного детского сада стала сложность с приемом пищи у значительного количества детей. Причем она не связана с состоянием здоровья воспитанников или содержанием меню. Все дело в изменении пищевого поведения. Почти в каждой группе, особенно среди детей раннего возраста, есть воспитанники, которые равнодушны или негативно относятся к еде, демонстрируют избирательность и отсутствие аппетита. Вместе с тем они имеют нормативный вес, проявляют активность и включены в жизнь детского сообщества. Эти дети вызывают недоумение у педагогов и родителей: надо ли что-то предпринимать в таких случаях? Является ли это поведение проблемой или вариантом нормы? На пищевое поведение влияют ряд факторов. В первую очередь, это негативный эмоциональный фон развития. Пища - базовая, естественная потребность человека и самая первая и простая форма удовольствия. Соответственно, нарушение пищевого поведения - это оторванность от своих потребностей, когда ребенок на базовом уровне оказывается не в контакте с собой. Дети уже в младенческом возрасте могут потерять аппетит в связи с эмоциональными проблемами, например, развитием депрессии на фоне отсутствия близкого взрослого. Они постепенно отказываются от еды, теряют активность. Ведь через положительное, эмоционально насыщенное взаимодействие по поводу пищи ребенок получает подтверждение любви, первые ощущения собственного тела и опыт восстановления эмоционального благополучия с помощью еды. Этим способом справляться с переживаниями не пренебрегают и большинство взрослых. Еще один базовый фактор, который негативно влияет на пищевое поведение, - специфический ранний сенсорный опыт. Он формируется у детей раннего возраста в отношении всех органов чувств, в т. ч. вкусовых ощущений. Простейшие кирпичики ощущений ложатся в основу сложного здания восприятия информации, и развитие мозга может идти только с опорой на этот фундамент. Соответственно, если в раннем возрасте ребенок питался преимущественно баночной едой, у него фиксируется в своеобразном базовом «каталоге» вкус брокколи с курицей, груши с яблоком и т. д. То есть общий вкус смешанных между собой продуктов в специфической обработке. И когда в детском саду ребенку предлагают отдельно брокколи или курицу, эти вкусы оказываются чужими. Вкусовые предпочтения отчасти образуются под влиянием рациона матери вовремя беременности, но базовый каталог формируется до 3 лет. Если в рационе ребенка не было разнообразия «чистых» вкусов, то в дальнейшем он предпочитает ограниченный набор продуктов. Структура пищи тоже задает предпочтения. Например, макароны отличаются вкусом в баночном и натуральном варианте. Поэтому многие «баночные» дети не любят традиционную пищу детского сада и часто отказываются от нее. Предпочтение будущей мамой сладких продуктов в период беременности также откладывает отпечаток на вкусы ребенка. Практически половина потребляемой дошкольником энергии тратится на функции мозга. Наиболее простой способ получить эту энергию - потребление глюкозы, которая является важнейшим «топливом» для нервных клеток (нейронов). «Подружившись» с сахаром еще в материнской утробе, ребенок отказывается вырабатывать энергию из других веществ, тем более что поначалу в материнском молоке жиров и сахара достаточно. И наоборот, младенцы, которых кормили молочными смесями с горьковатым привкусом (на основе, например, сои), позитивнее воспринимают разнообразные «взрослые» овощи, например, брокколи или шпинат. К факторам нарушения относится негативное влияние культурных стереотипов, которые предъявляют специфические требования к внешнему виду. Конечно, в 2 года ребенок не думает о фигуре и калориях, но определенные модели отношения к еде он уже начинает впитывать из социального окружения. В дошкольном возрасте активно формируются представления о себе, образ тела, самоотношение. При этом нормативная самооценка дошкольника завышенная. Ребенок нередко повторяет: «Я самый красивый! Я самый умный! Я самый добрый!» Причинно-следственная связь очевидна. Стремительный рост ребенка в дошкольном возрасте требует значительного потребления жиров. Его нахождение и развитие в культурной среде, одержимой похудением, играет негативную роль. Ограничения в еде и низкокалорийные диеты опасны для физического и психического здоровья ребенка и могут привести к нарушению деятельности мозга. В норме головной мозг регулирует обмен веществ и расходование энергии, если ребенок садится за стол проголодавшимся и заканчивает есть, насытившись, а неограниченные возможности физической активности закрепляют баланс. Исключение составляет ситуация, когда в доме есть много нездоровой пищи. Жесткие ограничения в еде, обсуждение питания как проблемы, негативное отношение к внешнему виду ребенка ведут:
Многолетние исследования доказали, что дети, которых сажали на диету или подвергали насмешкам в детстве, в подростковом возрасте демонстрировали серьезные нарушения пищевого поведения, в несколько раз чаще страдали ожирением или анорексией (нервным расстройством, проявляющемся в патологической худобе и отказе от питания). Поэтому категорически неверно переносить взрослые комплексы на детей. Что относится к факторам развития пищевого поведения? Как ни странно, но позитивные моменты в современном обществе также влияют на пищевое поведение. В первую очередь, это экономическое благополучие. Медицинские, социальные, культурные, семейные факторы в совокупности привели к снижению биологической роли пищевого поведения детей. Еда давно не в дефиците, и несколько поколений не сталкивается с голодом, недоеданием. Семьи не «добывают» еду, она стала безусловной данностью и присутствует в жизни фоном, не выступая на первый план в качестве самоцели или стратегической задачи. Дети не расходуют энергию на тяжелые болезни, типичные для первой половины XX в. и более ранних исторических периодов. Медицина дала возможность победить массовые тяжелые заболевания. Раньше, например, корь, дифтерия и другие болезни ослабляли или даже истощали организм ребенка на многие месяцы. Питание рассматривалось в качестве основного лечебного мероприятия. Главной заботой родителей становилось выкармливание/выхаживание больного ребенка. Изменился характер питания. Жирная, содержащая большое количество углеводов пища не требует от организма непрерывной работы, но обеспечивает большие объемы калорий. Еще один фактор развития - опережающее интеллектуальное развитие и доступность различных видов деятельности. Уже в раннем детстве ребенок черпает удовлетворение не в сытости и покое, а в интеллектуальном развитии и освоении различных видов деятельности. Переживание радости, счастья, удовлетворенности связано с развитием, движением вперед, ощущением усилия, преодоления собственных ограничений. Поэтому изменения пищевого поведения наблюдаются у детей развитых, открывших для себя когнитивные удовольствия. Впрочем, радость от физической активности доступна всем детям и является не менее естественным удовлетворением, чем еда. На изменение пищевого поведения влияет развитое волевое поведение, хорошая самоорганизация. Эти качества дают ребенку возможность не прибегать к самоутешению с помощью пищи. Если воспитатели и родители будут приучать ребенка к различным видам активности, формировать в нем уверенность в способности быть самостоятельным и успешным, то он научится регулировать свое поведение и сохранять положительный эмоциональный настрой без переедания. В таком случае надо спокойно относиться к ситуациям, когда ребенок ест меньше, чем хотелось бы заботливым взрослым. Оценивать проблему с едой необходимо применительно к каждому конкретному ребенку: хватает ли ему той энергии, которую он получает. Ведь у каждого своя интенсивность обмена веществ и свои потребности в еде. Пищевое поведение должно быть естественным, позитивно окрашенным, при этом оно может быть очень индивидуализированным и отражать особенности становления личности. Для современных дошкольников более характерна проблема избыточного веса и переедания, нежели недоедания. Когда мы видим истощенных детей, то, как правило, это не физически изможденные, а эмоционально истощенные, депривированные дети. За проблемой питания стоит проблема близких эмоциональных связей в семье, отвергающая социальная среда и ограниченные возможности удовлетворения других, не менее важных потребностей: в общении, новой информации, совместной деятельности.
5 ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЕДЕ
Таким образом, пищевое поведение - отражение общего контакта личности с самой собой, окружением, показатель естественности и благополучия развития, понимания себя и своих потребностей. В ситуации негативного социального окружения пища становится символом негативизма, отказа от себя или, наоборот, примитивной формой самоутешения. Формировать здоровое отношение ребенка к еде можно и нужно в ДОО и семье.
Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей
1. ИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ НА ТЕМУ ЕДЫ
2. ОРГАНИЗУЙТЕ ПРИЕМ ПИЩИ КАК СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3. ПРОБУЙТЕ ЕДУ
4. СДЕЛАЙТЕ ПИЩУ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ
5. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ЕСТЬ, НО РЕГУЛЯРНО ПРЕДЛАГАЙТЕ
6. СТИМУЛИРУЙТЕ ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ
7. НЕ ОБСУЖДАЙТЕ ВЕС И ФИГУРУ
8. СИНХРОНИЗИРУЙТЕ ПИТАНИЕ ДОМА И В ДЕТСКОМ САДУ
9. УЧИТЫВАЙТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
| |
Категория: Советы педагога-психолога | Добавил: ds73polyanka (19.01.2017) | |
Просмотров: 462 |
Всего комментариев: 0 | |